zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

А мне летать охота

Начинает понемногу набирать обороты тема электрического воздушного транспорта. Хотя препятствие в виде малой удельной емкости аккумуляторов отодвигает перспективы на далекие десятилетия, каких-то результатов можно добиться уже прямо сейчас, а не двигаясь в нужном направлении не сдвинешься никогда.

Словенский Pipistrel, единственный на сегодняшний день серийный производитель небольших электрических самолётов расширяет географию продаж, а бюрократия развитых стран уже готова поддержать начинание:



Полёт на первом в Норвегии электрическом Pipistrel


Пока этот электросамолёт можно использовать лишь для обучения пилотов и как демонстратор возможностей, но он уже очерчивает перспективы: радикальное снижение затрат на авиаперевозки. Если посмотрите видео, обратите внимание на расход в крейсерском режиме: при батарее чуть больше 20 кВтч и двух взрослых пассажирах самолет тратит около 20 кВт при движении со скоростью 160 км/ч. Добавьте сюда уже зарегулированное пространство которое дает возможность использовать беспилотники значительно раньше, чем на земле, и получите рецепт снижения себестоимости перевозок до стоимости нескольких кВтч и амортизации.

Сейчас уже можно достичь запаса лета порядка 150-200 км, а если к делу подойдет компания которая не будет шаблонно мыслить, как, например, сделала Tesla в автомобильной индустрии, то можно уже говорить о 250-300 км. Добавьте сюда 10 лет и на аккумуляторах с 2х удельной емкостью относительно текущей, можно будет уже говорить о 500 км. Это как раз то, что называется местными перевозками, например, по области и тп. Такой тип авиации был даже в СССР, но сгинул вместе с союзом. Автоматическое управление и электричество в этой нише сделает настоящую революцию, радикально снизив себестоимость.

Движутся дела и без Pipistrel:

Немного негатива подкинул Facebook свернув программу стратосферных дронов (панегирик) но тут же Airbus продвинулся в решении аналогичной проблемы гораздо дальше и открыл серийное производство псевдоспутников. Напомню, они сотрудничают с OXIS Energy, у которых есть ячейки с удельной емкостью 400 Втч/кг, пока, правда, с малым ресурсом.

Что касается более дальнобойной авиации то выход будет в плагин-гибридах, постоянной мощности генераторов топливных ячеек которых будет хватать лишь на движение с крейсерской скоростью, но не хватило бы на тот же взлёт. Впрочем, старая гвардия уже готова пытаться решить проблему используя газотурбинный двигатель. Что, впрочем, можно делать прямо на текущей элементной базе, не заглядывая в будущее. В этом плане анонс выбивается из массы новостных рендеров.

И, напоследок, картинка по эффективности различных метановых топливных ячеек (отсюда). Проблема остаётся одна - удельная мощность таких ячеек, которая пока значительно уступает водородным, которые уже бы подошли для авиации если б не проблемы с хранением капризного газа, решить которые будет непросто, как и пучок других. Так что я бы ставил на метан.


Tags: новости, электрический воздушный транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments