zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Беспилотники от Airbus

Я как-то писал про учебный электрический самолётик, который в скором времени собирается начать выпускать Airbus, так вот, европейцы не ограничиваются учебными самолётами. Одно из перспективных направлений - sub-satellite UAVs или atmospheric satellites, то бишь беспилотники, летающие ниже спутников или атмосферные спутники (псевдоспутники).


На высоте 20 000 метров - та самая "тихая гавань".

Идея таких аппаратов проста: беспилотник дешевле даже низкоорбитального спутника, да и вывод его на рабочую высоту ничего не стоит. Беспилотники оборудованы солнечными батареями, днём избыток накапливается в аккумуляторах, чтобы круглые сутки поддерживать заданную высоту. Плюс, конечно, есть какая-то полезная нагрузка. Идеальная высота для работы таких "спутников" - 20 000 метров. Уже нет никаких погодных явлений, нет облаков, которые могут понизить отдачу от солнечных батарей, невозможно попасть в грозу, потому что грозовые облака формируются ниже.


Вообще, у чуваков оборвалась нагрузка с шара на "безопасных" 18км из-за
сильного ветра, но всё равно понятно примерно, какая это высота.

В этой части атмосферы скорость ветра снижается до безопасных для лёгкого беспилотника 5 м/с, и в то же время ещё достаточно воздуха, чтобы можно было удерживать аппарат на нужной высоте, отталкиваясь от воздуха пропеллером. NASA Helios добирался до высоты 29 000 метров, так что 20 000 метров вполне рабочая высота для беспилотников с полезной нагрузкой.


Facebook пока разродился лишь мутным рендером будущего беспилотника.

Разработкой таких аппаратов сейчас занимаются все, кому не лень, включая интернет-гигантов Facebook и Google, а основную конкуренцию им потенциально могут составить низкоорбитальные спутники и шары, наполненные гелием. Хотя последние вряд ли - у них слишком хрупкая и неповоротливая конструкция. А у спутников всегда будет оставаться ключевой фактор стоимости запуска, плюс к тому же дроны можно обслуживать и обновлять на них оборудование.


NASA поддерживало экспериментальные беспилотники на солнечных
батареях с 1983 года. На фото NASA Pathfinder.

Но вернёмся к Airbus-у, точнее к Зефиру (Zephyr). Именно так называется экспериментальный беспилотник одного из крупнейших производителей пассажирских самолётов. Zephyr 7 (где были предыдущих 6, я понятия не имею) ставил уже рекорд в 2013 году по продолжительности полёта, находясь на высоте 21 000 метров. Сейчас новый рекорд - 11 дней в зимних условиях (по мне так скорее осенних, если они не тестировали его на другой планете), то есть с более длинной ночью, коротким днём и большим наклоном лучей.


При современных технологиях даже такой беспилотник
может выполнять какую-то полезную функцию.

Zephyr 7 нёс новую полезную нагрузку включая модуль управления со спутника, а испытания проходили в сотрудничестве с британским министерством обороны (UK MOD), которое является одним из потенциальных покупателей беспилотника.


Промо Zephyr 7. Astrium - аэрокосмическо/военное
подразделение EADS, головной конторы Airbus.

Коротко о характеристиках Зефира: при размахе крыльев в 22.5 метра его вес составляет лишь немногим больше 50 кг. Но главная изюминка - это LiS аккумуляторы Sion Power с удельной ёмкостью 350 Втч/кг. К сожалению, в спеках нет ключевой для LiS характеристики - количества циклов зарядки-разрядки до падения ёмкости на 20%. Зато понятно, что они могут работать при температуре -80°C. В лабораторных условиях достаточное время жизни LiS аккумуляторов уже достигнуто, вопрос только в том, когда они дойдут до производства, хотя бы мелкосерийного. С учётом того, что главным инвестором этого самого Sion Power в 2012 году стал BASF, я думаю, технологии, разработанные в компании, скоро достигнут массового производства.

Сейчас в Airbus-е уже создают следующее поколение автономного беспилотника с солнечными панелями, используя наработки, полученные на Зефире 7: Zephyr 8. И наверняка он сможет нести большую полезную нагрузку, чем несёт нынешнее поколение (около 2.5 кг).
Tags: новости, электрический воздушный транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments