zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Часть 2G. Опыт США в популяризации подключаемых автомобилей.

Какой я предсказуемый :) Вслед за опытом Норвегии и Голландии, сегодня расскажу об опыте США в популяризации электромобилей и плагин-гибридов.


Даже Fisker Karma продавалась в США сотнями.

США страна с самым большим числом зарегистрированных электромобилей и плагин-гибридов. Речь идёт правда об абсолютном числе зарегистрированных автомобилей, а не о доле. Если учесть 3-е место по численности населения в мире (больше только миллиарды Китая и Индии) и 3-е опять же место по количеству автомобилей, приходящегося на одного жителя (больше только в Монако и Сан-Марино), то выглядит не так круто. Но относительные цифры на бутерброд годовой отчётности не намажешь, и конечно производители любят и будут любить США, как самый крупный рынок для своих электромобилей и плагин-гибридов.


В США уже даже придумали национальный день подключаемого автомобиля, как повод собраться
и поделиться впечатлениями владельцам подзаряжаемых автомобилей и им сочувствующих.

Хотя Китай уже обогнал США по продажам обычных автомобилей (20 млн. за прошедший год против 15.6 млн. в США), подключаемых авто в США продаётся пока в разы больше. За прошлый год в США было продано 95 859 подзаряжаемых автомобиля, тогда как в Китае только 17 642, разница больше чем в 5 раз, правда если смотреть данные за первые 4 месяца этого года, текущий разрыв сократился до 4 раз.


В США около 80% владений - отдельные дома и таунхаусы, поэтому
вопрос домашней зарядки за пределами крупных мегаполисов не стоит.

Конечно, есть причины (спасибо, кэп) большей популярности электромобилей и плагин-гибридов в США! Самая очевидная состоит в том, что доходы американцев выше, и средняя цена покупаемого автомобиля опять же больше. Сейчас она составляет около $32 000, это больше чем начальная комплектация Nissan Leaf или Prius PHV без вычета и цента государственной поддержки. Прибавьте сюда огромный процент частных домовладений, в которых установка зарядки почти не зависит от бюрократических препонов, сверху посыпьте налоговыми вычетами, и получите рецепт популярности электромобилей и плагин-гибридов в США.


Зарядка для сотрудников компании Evernote, которая как и многие другие
IT-компании устанавливает бесплатные зарядки для своих работников.

А если ещё вспомнить про экологических хиппи, технологических гиков, покупающих любой новомодный гаджет, и IT-компании, которые готовы ставить сотрудникам бесплатные зарядки на работе, то скорее стоит удивиться, почему так мало. Тем не менее в очагах технологического хипповства, типа Лос Анджелеса и Сан-Франциско, доля покупок подключаемых авто в разы выше средней по стране, а вся Калифорния покупает 50% от всех электрических автомобилей в стране.


Nissan, полностью локализовавший производство Leaf в Смирне (Теннеси, США),
был одним из получателей государственного займа по программе DoE.

Если рассматривать весь спектр поддержки подключаемых автомобилей государством, есть различные программы Департамента Энергетики США (DoE). Больше всего шума наделала программа займов производителям альтернативных транспортных средств, часть получателей которого обнакротилась (A123, Fisker, Coda), другая успешно работает (Nissan, Ford), а Tesla так вообще вернула весь заём с процентами на 9 лет раньше срока. Есть, конечно, и просто гранты на развитие технологии аккумуляторов и моторов, об успехе получателей которых мало что слышно, но там речь идёт о гораздо меньших суммах, миллионах долларов. Нужно заметить, что все эти программы кроме всего прочего ещё и поддержка местного производителя. Завершает всё информационная поддержка, программа поддержки работодателей, которые хотят установить зарядные устройства для работников (насколько я понял, помощь чисто бюрократическая), и менее заметные проекты.


В нескольких штатах электрическим автомобилям и плагин-гибридам
можно ездить по полосам для автомобилей с пассажирами.

Что касается поддержки, касающейся непосредственно покупателей автомобилей, то она представлена как федеральным налоговым вычетом размером максимум $7 500 при покупке нового автомобиля, так и поддержкой на уровне штатов в некоторых из них. Например, в Калифорнии местный вычет составляет максимум $2 500, а в Техасе нет никакой поддержки. Подробнее по штатам можно посмотреть, например, здесь на интерактивной карте. Ещё частенько подключаемым автомобилям разрешают ездить по так называемым HOV-полосам, для автомобилей с пассажирами, например, такое правило действует в Калифорнии.


Батарея Prius PHV ёмкостью всего в 4.4 кВтч даёт право покупателю
нового плагин-гибрида только на минимальный налоговый вычет в $2 500.

Федеральный вычет считается так: $2 500 за первые 4 кВтч подзаряжаемого от внешнего источника автомобиля и $417 за каждый последующий кВтч, но не более $7 500 в сумме. Видимо, поэтому Prius PHV обладает батареей в 4.4 кВтч, минимально возможный размер для получения субсидии, а Chevrolet Volt - 16 кВтч, минимальный размер батареи для полноразмерного вычета. Надо понимать, что кроме юридических проволочек в получении вычета, не у всех есть достаточная база для него, и не из всех доходов, насколько я понял, можно произвести вычет. В общем, не все покупатели пользуются этой государственной поддержкой. Есть ещё законодательный акт, который позволяет получить вычет в $4 000 на самостоятельную переделку автомобиля в электрический. До конца 2013 года ещё существовал вычет на установку зарядного устройства, как для частных лиц, так и для бизнеса, но он уже закончился.


Новая программа государственной поддержки подключаемых автомобилей отменит
налоговый вычет на такие автомобили, как Cadillac ELR (на фото) и Tesla Model S.

3 года назад Обама закладывал цель в 1 000 000 подключаемых автомобилей к 2015 году, а текущими темпами скорее получится только 500 000, поэтому администрация собирается сделать шаг конём и значительно усилить государственную поддержку со следующего года. Предлагается увеличить размер поддержки с $7 500 до $10 000, и самое главное, вместо налогового вычета сделать просто скидку субсидируемую государством прямо в точке продаж. Но полную стоимость автомобиля предполагается ограничить $45 000, выкинув из программы такие авто, как Tesla Model S и Cadillac ELR, сейчас попадающие под неё. Кроме того планируется убрать лимит в 200 000 автомобилей, подходящих под поддержку на одного автомобильного производителя, заданный сейчас, а вместо этого закрепить 2019 год, как год понижения суммы государственной поддержки. С 2019 г. предполагается понижать на 25% размер государственной поддержки каждый год, и, соответственно, довести её до 0 к 2022 году. По текущей программе государственной поддержки такой же принцип планируется применять для каждого производителя в отдельности по достижению объема продаж в 200 000 проданных им в США подключаемых автомобилей.


Из 215 тысяч американских подключаемых автомобилей 56% - плагин-гибриды.

Несмотря на максимальные абсолютные цифры продаж электромобилей и плагин-гибридов в США, в прошлом году категория составляла лишь 0.63% среди всех новых проданных автомобилей. Если брать первые пять месяцев этого года, она составляет те же самые 0.63%, потому что фактор сезонности в продажах подключаемых автомобилей гораздо сильнее смещает их на конец года, чем остальные автомобили. Но, я думаю, в 2015 году подзаряжаемые автомобили вполне могут рассчитывать на 1%, даже если размер и принципы господдержки не изменятся.


В окрестностях Лос Анджелеса не составит труда найти даже быструю зарядку.

Что касается зарядной инфраструктуры, как я уже писал в сводном обзоре по количеству установленной зарядной инфраструктуры в мире, в США одно из самых больших значений количества автомобилей, приходящихся на одну зарядку, то есть зарядок очень мало. Спасает, как отмечено выше то, что большинство покупателей легко могут установить зарядку у себя дома, плюс понемногу устанавливают зарядки самые продвинутые работодатели, а единственный электромобиль, на котором можно комфортно перемещаться на дальние расстояния, Tesla Model S, имеет доступ к самой большой в мире сети суперзарядок, насчитывающей сейчас почти сотню зарядных станций.


Есть связь между теми, кто ставит солнечные панели, и кто покупает подзаряжаемые автомобили:
39% владельцев таких машин в Калифорнии уже поставили панели, и 17% собирается их установить.

В США вполне нормальная государственная поддержка, ничего лишнего, хотя было бы гораздо лучше, если бы это был не налоговый вычет, а скидка в точке продажи. Несмотря на то, что в штатах одна из самых низких стоимостей бензина среди стран, которые импортируют бензин, меньше доллара за литр (33 рубля за литр), дешёвое электричество (12 центов или около 4 рублей за кВтч) вкупе с другими факторами даёт возможность неплохо развиваться электромобилям и плагин-гибридам. Я бы даже сказал, что на текущем уровне развития технологий поддержка, которую собирается продвигать Обама избыточна, хотя, конечно, США вполне её могут позволить и тратят на поддержку нефтянки больше.

Но если новая программа господдержки сразу задаст большую планку для батарей электромобилей (например, для максимальной $10 000 скидки нужно будет иметь батарею ёмкостью больше 35 кВтч), то она сможет привести необходимые рыночные рычаги для улучшения характеристик текущих электромобилей. Если же её результатом станет только больше проданных Leaf-ов с 24 кВтч батареей, то смысла в ней совсем мало.

Оглавление статей на эту тему
Tags: плагин-гибриды, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments