zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Электромобили и плагин-гибриды: Часть 2D. Инфраструктура, типы и количество установленных зарядок.

Пробегусь сначала по тем регионам, на которые приходятся основные продажи электромобилей и плагин-гибридов, а потом немного по оставшемуся миру, в том числе и по России.


Паркинг около одного из офисов Google.

США. В стране много Level 1/2 (7 кВт максимум) зарядок в абсолютных цифрах, хотя по сравнению с количеством электромобилей и плагин-гибридов их явно не хватает. Карта, поддерживаемая Национальной Лабораторией Возобновляемой Энергетики (NREL) показывает 8 000 станций, на которых установлено почти 20 000 зарядок. Это на 200 000 электромобилей и плагин-гибридов, проданных за последние несколько лет в США. То есть на 10+ автомобилей в лучшем случае приходится одна медленная зарядка. Положение выручает большая доля собственных домов и таунхаусов в США - большинство заряжается у себя дома. Напомню, при среднем пробеге (20 000 км в год) на такой зарядке нужно проводить около 2 часов в день, если нет другой возможности зарядиться.


Около 600 зарядок CHAdeMO в штатах сосредоточено в местах большей популярности электромобилей.

США. Быстрые зарядки. Больше всего, конечно, CHAdeMO зарядок мощностью до 50 кВт. Всего в штатах установлено около 600 таких зарядок. На CHAdeMO при среднем пробеге нужно заряжаться около 20 минут в день. CHAdeMO поддерживают только японцы, то есть это Nissan Leaf и Mitsubishi i-Miev, около 50 000 автомобилей в США на текущий момент. В ближайшее время к ним добавится Mitsubishi Outlander и Kia Soul EV. Получается, около 85 автомобилей на одну зарядку. Для CHAdeMO это почти самая низкая плотность в мире в пересчёте на проданные автомобили, штаты тут снова выручает развитое право собственности :)


У Tesla в США уже почти 100 суперзарядок.

Дальше идёт Tesla, очень близко. Мне неохото упарываться и считать точное количество зарядок (именно отдельных шнурков), я умножу текущее количество суперзарядок, 89, в США на 6 в среднем стоек для зарядки на одной станции, думаю не сильно ошибусь, получается 534. То есть около 500 зарядок мощностью в основном 120 кВт, самые новые - 135 кВт. При среднем пробеге на суперзарядке нужно заряжаться 30 минут раз в 5 дней, но зарядки расположены в основном для удобного перемещения между городами. Хотя в местах особой популярности электромобилей части автомобилистов уже можно заряжаться на них повседневно. В США к текущему моменту продано около 25 000 Tesla Model S, то есть около 50 автомобилей приходится на одну зарядку.


Государственные траты на поддержку электрифицированных видов
транспорта в самых "электрифицированных" странах (2012 год).

Ну и SAE Combo, стандарт на который собираются ориентироваться все производители, кроме японцев. Мощность и скорость зарядки такая же, как у CHAdeMO. В США сейчас максимум штук 20 зарядок этого стандарта, точную цифру понять сложно, потому что отдельно ни на каких общих картах они не учитываются, но первая зарядка была открыта полгода назад, и после этого штук 10 точно открывали. Стандарт поддерживает пока только Chevrolet Spark EV, которого продали около 900 штук. Плюс в мае начали продавать BMW i3, а летом к нему присоединится Mercedes B-Class electric.


Может развитые государства тратят весь объем
субсидий на разработку новых аккумуляторов?

Япония. Обычных, медленных зарядок - 7 408 штук (если мне не изменяет мой гугль-японский). На них приходится больше, чем 80 000 автомобилей. То есть 11 автомобилей на медленную зарядку. Мало, но вот ситуация с быстрыми зарядками компенсирует это с лихвой.


Количество зарядок CHAdeMO в Японии и по всему миру с течением времени.

Япония. Быстрые зарядки. Конечно, тут нет ничего, кроме CHAdeMO, но быстрых зарядок тут аж 2 000 по данным одноимённой ассоциации (а по данным сайта сверху вообще 2 400). Это на 65 000 электромобилей и плагин-гибридов (из продаваемых в Японии только Prius PHV не поддерживает стандарт из-за совсем куцей батареи), проданных за последние годы в стране. То есть около 30 автомобилей на зарядку. Это самая большая концентрация быстрых зарядок в мире, но, тем не менее, ассоциация CHAdeMO считает, что концентрация зарядок недостаточно высокая и препятствует популяризации электрического транспорта, и планирует в ближайшее время ввести в строй ещё 4 000. В Японии действительно продажи электромобилей и плагин-гибридов не высоки - около 0.5%, и есть ощущение, что причина не в зарядках.


Большинство зарядок в Китае государственные для муниципального
транспорта, частникам на такие въезд "заказан".

Китай. Тут вообще не разберёшь, что происходит. Пятилетки, пропаганда, и полное отстуствие хоть какой-нибудь объективной информации. Более или менее сходящиеся по источникам цифры есть только по Пекину: в столице 20 публичных зарядок, но есть планы поставить 1 000 к концу года. И хотя пишут о том, что речь идёт о fast charging, но во многих источниках имеющиеся зарядки обозначены как 240V, то есть Level 2. При этом в том же Пекине есть 1274 пустующие зарядки для муниципального электрического транспорта (в основном это автобусы, такси, уборочные машины).


Так к концу года Tesla Motors видит расположение своих суперзарядок в Китае.

Кстати, к концу 2015 года страна всё ещё собирается поставить 220 000 зарядок. В общем, плановая экономика налицо. С другой стороны понятно, что если завтра партия скажет поставить 200 тысяч зарядок и пнёт кого надо, зарядки к концу 2015 года появятся. Так что обсуждать планы китайского правительства смысла нет. Сегодня они выглядят смешно, а завтра уже вся страна будет строить электрические зарядки.


Сравнение количества медленных и быстрых зарядок по
самым "электрифицированным" странам. Данные 2012 года.

Европа. Больше всего данных на сайте ChargeMap, но там кривоватый поиск, непонятно как получить данные только по публичным зарядкам, или только по обычным, небыстрым зарядкам. Тем не менее уже речь идёт о почти 20 тысячах станций с 50 тысячами зарядок. На них приходится около 140 тысяч электромобилей и плагин-гибридов, проданных за последние несколько лет, что в общем-то совсем неплохо, около 3 автомобилей на шнурок, но плотность зарядок, конечно, сильно зависит от страны.


Карта зарядок CHAdeMO в Европе.

Европа. Быстрые зарядки. Начну, как обычно, с CHAdeMO, которых и в Европе больше всего. Последние данные - 1 117 зарядок. На них приходятся около 45 000 проданных Nissan Leaf, Mitsubishi i-Miev (плюс ребэдженные Peugeout iOn и Citroen C-Zero) и присоединившимся к ним Mitsubishi Outlander. Получается в среднем около 40 машин на одну CHAdeMO зарядку.

CCS, он же SAE Combo 2. Формально мощность до 100 кВт, но, очевидно, что BMW i3 лопнет, если заряжать его на такой мощности, так что скорость такая же как у CHAdeMO, и тут больше зависимость от объема батареи, которая растёт в мэйнстриме достаточно медленно. В июне прошлого года была открыта первая станция этого стандарта. А сейчас их, думаю, около 200. Точных данных в сумме по Европе нет, но я ниже приведу данные по странам с наибольшей популярностью электромобилей и плагин-гибридов.


Зарядки Tesla пока в основном в Германии и Норвегии,
но к концу года будет охвачена вся Западная Европа.

Суперзарядки Tesla. Пока их мало в Европе, если считать в станциях, всего 16, в зарядках - 98, на них приходится около 7 000 проданных Tesla Model S, то есть 70+ автомобилей на зарядку. Буквально на днях открылись две новых станции - в Вене, Австрии и Магдебурге, Германии, и ещё несколько находятся в стадии строительства, так что с мёртвой точки в 14 станций (январская цифра) строительство сдвинулось, и дальше будут вводиться новые и новые станции. Нужно добавить, что за четыре месяца 2014 года в Европе купили столько же Model S, сколько за весь прошлый год, так что увеличение скорости ввода станций действительно необходимо.

Ещё есть 43 кВт AC-зарядки, которые поддерживает только Renault Zoe, но я во-первых нигде не смог найти данные, сколько их есть на самом деле, во-вторых есть ощущение, что Renault на них забило.


Даже в Норвегии зарядки пока не сильно-то рассчитаны на "межгород",
малонаселённый север страны практически не покрыт.

Норвегия. Лидер Европейского рынка по продажам электромобилей по отношению к обычным автомобилям, и по отношению к общему числу населения. Сколько же зарядок в Норвегии? В Норвегии 1 314 станций и почти 5 000 зарядок на 25 000 проданных автомобилей, то есть около 5 автомобилей на зарядку. Что касается быстрой зарядки, есть 96 зарядок CHAdeMO, на которые приходится 8 500 проданных Nissan Leaf и ещё около 1 500 i-Miev-ов, то есть больше 100 автомобилей на зарядку. Ещё в стране есть 2 000 автомобилей, совместимых со стандартом CCS (Combined Charging System), на которые приходится более 70 SAE Combo зарядок, то есть около 28 автомобилей на зарядку. Как агрессивно заходят немцы на этот рынок! Ещё есть 6 станций с 42 зарядками Tesla Motors на 4 000 проданных седанов Model S, то есть 100 машин на зарядку. И уже, сравнивая Японию и Норвегию становится очевидным, что плотность сети зарядных станций оказывается не ключевым фактором в популярности электромобилей.


Соотношение быстрых и медленных зарядок в Японии, США, Нидерландах (2012 год).

Нидерланды. В Голландии установлено более 5 тысяч станций с 9 тысячами портов. На них приходится 35 - максимум 40 тысяч проданных в стране электромобилей и плагин-гибридов, то есть около 4 авто на зарядку. C быстрыми зарядками не всё так красиво: зарядок CHAdeMO 80 штук. На них приходится около полутора тысяч японских электромобилей и 10 тысяч плагин-гибридов Mitsubishi Outlander PHEV, поддерживающих стандарт. Формально, больше 140 автомобилей на одну CHAdeMO зарядку, но вряд ли владельцы плагин-гибрида будут часто пользоваться быстрой зарядкой. Вообще, в Нидерландах плагин-гибриды заметно доминируют над электромобилями, так что большого числа быстрых зарядок в стране и не надо. SAE Combo пока установлено 15 штук, и около полутора тысяч немецких электромобилей совместимых со стандартом, около 100 электромобилей на зарядку. Станций суперзарядки Tesla пока две и 16 стоек с зарядками, установленных в сумме на них. И около полутора тысяч проданных в стране Model S, то есть около 100 машин на зарядку.


Зарядок SAE Combo даже в Германии ещё немного.

Германия. В стране установлено более 2 000 станций с 6 000 зарядных стоек (карта). Вся эта радость на менее, чем 20 тысяч проданных в Германии электромобилей и плагин-гибридов, то есть около 3 автомобилей приходится на одну зарядку. С быстрыми зарядками тоже всё очень не плохо. CHAdeMO - 53 зарядки, ими могут пользоваться около 2 000 совместимых автомобилей, около 40 авто на зарядку. SAE Combo - 40 зарядок и тоже около 2 000 поддерживающих стандарт BMW i3 и Volskwagen e-up!, то есть 50 автомобилей на зарядку. Для Tesla Motors немецкий рынок принципиален: на 5 станций с 37 зарядными стойками приходится лишь 500 проданных в стране автомобилей. 13 автомобилей на одну зарядку мощностью 135кВт! Немудрено, что немецкие автопроизводители уже успели наехать на Tesla Motors, что она строит зарядки не совместимые с их стандартом.


Больше зарядок хороших и разных!

Великобритания. Больше 1 500 станций с почти 4 тысячами медленных зарядок. На них приходится тысяч 10 электроавтомобилей. Те же 3 авто на зарядку как в Германии, и такие же ожидания, превышающие спрос на электромобили. Быстрых зарядок CHAdeMO - 211 штук и тысячи 4 автомобилей, совместимых со стандартом. Зарядок SAE Combo меньше десяти, да и продажи немецких автомобилей мизерные. Tesla строит одну суперзарядку под Лондоном, а продажи Model S начнутся в стране только в мае.


Каршаринговые автомобили Bolloré на зарядке.

Франция. Вотчина электрического подразделения Renault и самого крупного в мире электрического кар-шаринга Bolloré. Здесь 3 тысячи станций с более чем 13 тысячами зарядок. Охват страны зарядками просто поражает! На 13 тысяч зарядок приходится тысяч 35 электромобилей, около 3 на каждую. Что касается быстрых зарядок, в стране 110 зарядок CHAdeMO на которые приходится более 5 000 автомобилей, совместимых со стандартом, около 50 на порт. А до конца года Nissan установит ещё 130, около каждого Ашана. Зарядок Tesla Motors здесь ещё нет, хотя автомобили понемногу продаются, суперзарядки появятся до конца года. По SAE Combo информации я не нашёл, но вряд ли их есть хотя бы 10, да и немецких электромобилей продаётся здесь немного.


В Эстонии самая плотная сеть быстрых зарядок - целых 165 штук на такую маленькую страну.

Коротко о некоторых других странах.

Канада - 1 500 обычных зарядок, около 10 CHAdeMO. Канада отстаёт от США по продажам электромобилей, в стране тысяч 7 электромобилей и плагин-гибридов.
Швейцария - 2 500 обычных зарядок, около 30 CHAdeMO.
Россия - штук 20 обычных зарядок и 4 CHAdeMO.
Эстония - первая страна, которая построила национальную сеть зарядок, охватывающую всю страну. На территорию размером с Московскую область приходится только зарядок CHAdeMO 165 штук! При том, что за прошлый год в стране было продано 138 электромобилей, из которых 115 совместимы с CHAdeMO (Nissan Leaf и Mitsubishi i-Miev).
Австралия - 87 зарядок на 34 станциях. Даже в крошечном Монако уже больше 300 зарядок. Австралия один из аутсайдеров среди развитых стран по продажам электромобилей, плагин-гибридов и развитию зарядной инфраструктуры.


Рост числа зарядных станций и зарядок за последний год по данным ChargeMap.

Оставлю ещё ссылки на самые крупные международные сайты с картами зарядок: OpenChargeMap, PlugShare, ChargeMap.


Карта электрических зарядок в России по версии компании "Револьта".

В качестве обобщения этой простыни текста хочу выделить несколько моментов:

  • Зарядки не панацея, прямой связи количества станций в стране и продаж электромобилей нет. Зарядки - только один из многих факторов популяризации электромобилей на данный момент. Это значит не то, что зарядки не нужны, а то, что если наставить много зарядок, как в Германии или Великобритании, покупать электромобили от этого больше не станут.

  • Самое большое число быстрых зарядок - в Японии, такой концентрации их нету нигде, но опять же, продажи электромобилей в этой стране не восхищают - всего пол процента от всех автомобилей.

  • Сеть зарядок Tesla Motors местами (США, Германия) сопоставима с той же CHAdeMO, а с учётом лучших характеристик, она их превосходит. А поскольку число станций суперзарядки за этот год утроится, у Tesla вырисовывается реально рабочая сеть быстрых зарядок, которая может служить решающим фактором для покупателей при покупке их автомобилей. Получается, что одна единственная компания в состоянии строить заметную часть инфраструктуры, пользуясь частью своей прибыли .



Оглавление статей на эту тему
Tags: электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments