zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Электромобили и плагин-гибриды: Дайджест за февраль 2014 года.

Февраль, конечно, не был так богат на события как январь, но написать будет о чём. Итоги годовых продаж за 2013 год уже подведены, но в феврале пошли данные по январским продажам. Почти ни в одной стране выдающихся цифр не было, но в целом всё немного получше, чем в январе 2013 года. Штаты – 5 450 плагин-гибридов и электромобилей (4 577 в январе 2013 г.), Франция – 775 (756 годом ранее), Норвегия – 1 188 (против 349), в ней же доля 9,8% среди всех новых проданных автомобилей в стране, Нидерланды – 404 (625 в январе 2013-го). В общем, железобетонно тверда лишь Норвегия, которая даже в мёртвом первом месяце, самом слабом в году, показывает выдающиеся результаты. В январе продажи во всех странах низки, кроме разве что Японии, где финансовый год заканчивается в марте, а не в декабре. Если присматриваться к продажам по конкретным автомобилям, у Chevrolet Volt в январе худшие результаты за два года, а вот Nissan Leaf прекрасно продаётся как в США, так и в Европе. В той же Франции он уже давит продажи Renault. Радует лишь то, что Renault и Nissan части одного концерна с общими целями.


В штатах сейчас тоже зима.

Начну сразу с Теслы, благо она опять наделала кучу новостей, и их придётся как-то размазывать по всему посту. В прошлом месяце команда Тесла моторс начала путешествие с западного побережья на восточное через всю страну, которое завершилось уже в этом месяце. Не потому что было таким долгим, а потому что поездка стартовала 30 января. Итак, поездка закончилось и появилась интересная статистика: вместо запланированных трёх суток пути получилось на четыре часа больше, в сумме 76 часов на путешествие длиной 5 515 км. Напомню, две машины Tesla Model S ехали прерываясь только на зарядку, всегда был водитель, который заменял уставшего или спавшего. Летом всё вышло бы, конечно, быстрее и в трое суток команда уложилась: летом и меньший расход, и большая средняя скорость, в этой же поездке машины попали не в один снегопад. Температура была достаточно терпимая, самая холодная температура в поездке -20C.


Хотя по побережьям, конечно, были положительные температуры.

Из 76 часов непосредственно на езду ушло 59 с половиной часа, на зарядки почти 16 часов. Одна машина в поездке в итоге сломалась, и, естественно, это был бензиновый микроавтобус поддержки. Кстати, в пересчёте на машину было сэкономлено горючки примерно на $435 (бензин в США стоит столько же сколько у нас).

Если разбить такую поездку на 6 дней, как её бы и ехал любой нормальный человек без команды сменных водителей, получится 916 км в день, на которые будет уходить почти 10 часов езды и 2 часа 40 минут зарядки. Даже при текущем количестве зарядочных станций, одну зарядку можно сместить на ночь, на день тогда останется три зарядки по 40 минут. Я думаю, большинство людей согласится со мной, что две-три передышки по 40 минут в 10-часовой поездке при поездке почти на 1 000 км так и так получаются. Размяться, поесть, удовлетворить другие человеческие потребности, в общем уже сейчас Tesla даёт возможность ездить между городами практически так же, как на обычном автомобиле, вопрос уже не столько в технологиях, сколько в развитии сети зарядок.


Интерьер электрического Ford Focus.

Ford ещё раз снизил цену на Ford Focus Electric, который продаётся заметно хуже его плагин-гибридов. Напомню, весной 2013 года его цена была уже снижена до $35 000. Правда формально сейчас это не снижение цены, а кэш-бэк на $6 000, но нынешнее предложение делает цену электрического фокуса ниже $30 000. Одновременно Ford представил и новые условия на лизинг: $2 139 сразу и $229 в месяц при лизинге на 3 года. Получается чуть больше $10 тысяч за 3 года - прекрасные условия. Надеюсь, новые условия подстегнут продажи этой модели.


Автомобильные аккумуляторы Panasonic форм-фактора
18650 (18 мм в диаметре, 65 мм в высоту).

Я думаю, многие слышали, что Sony уходит с рынка ПК и больше не будет производить компьютеры и ноутбуки VAIO. В принципе это проблема всех японских компаний, многие известные японские электронные гиганты едва балансируют на грани выживания, и квартал за кварталом рапортуют об убытках. Panasonic же в феврале отчитался за 3-ий квартал 2013 года, заявив о росте прибыли на 20% к 3-му кварталу 2012. Panasonic производит аккумуляторы для Tesla и Toyota, и в данный момент видит основной потенциал для своего роста в производсте аккумуляторов для электромобилей, в то время как производство электроники, например, плазменных ТВ, компания будет сокращать.


Самое заметное отличие электрического Kia Soul
- закрытая бывшая решётка радиатора.

6 февраля на автошоу в Чикаго был представлен Kia Soul EV. Ничего нового, кроме окончательного вида этого автомобиля официальный анонс не дал, тем не менее напомню основные факты об автомобиле: 27 кВтч литий-полимерный NMC аккумулятор производства SK Innovation с плотностью энергии около 200 Втч/кг, запас хода около 130-160 км в реальных условиях, разгон до 100 км/ч менее 12 секунд, 80% зарядки за 33 минуты на станции зарядки CHAdeMO. В автомобиле стоит 8" тач-скрин с навигацией, возможностью установки дополнительных программ, есть аппы для смартфонов, в общем, традиционные для электромобилей фишки. Ориентировочный старт продаж - 3-ий квартал 2014 года, продажи начнутся первым делом в США.


Мотор электрического Soul-а обладает мощностью в 109 л.с. и моментом 285 Нм.

А чуть позже появилась информация о том, что Kia начнёт продавать в 2015-ом году плагин-гибридную Optima и Hyundai Sonata (Kia и Hyndai это один авто-концерн). Тогда же ожидается ещё один электрический автомобиль от "корейцев", но пока известно только то, что это будет среднеразмерный автомобиль (как Sonata).


С выходом плагин-гибридного Cayenne, гибридная версия
самого популярного автомобиля марки утратит актуальность.

Кстати, в январе в штатах продали 141 плагин-гибридную Panamera. Если учесть, что в среднем за месяц в штатах продают около 500 автомобилей этой модели во всех комплектациях, то это не может не радовать. И главное, что Porsche продолжает движение в данном направлении. Porsche Cayenne, самый популярный автомобиль марки, продажи которого в штатах почти в 4 раза выше чем у Panamera, тоже получит плагин-гибридную версию. Речь об этом шла и ранее: компания обещала, что появится плагин-гибридная Panamera и такой же Cayenne, но Panamera дошла до релиза, а новости о плагин-гибридном SUV-е легендарной немецкой марки в какой-то момент прекратились. Теперь же всё официально: Cayenne S E-Hybrid 2015-го модельного года начнёт продаваться в конце этого года.

Силовая установка автомобиля совмещает 3-ёх литровый V6 с электрическим мотором и обладает общей мощностью в 416 л.с. Запас хода на электричестве ожидается около 32 км в EPA цикле, а всю электрическую начинку автомобиль, вероятно, позаимствует у Panamera S E-Hybrid (батарею 9.4 кВтч и электрический мотор мощностью 95 л.с.). Как и в случае с Панамерой, появление плагин-гибридного Кайена, скорее всего, поставит крест на простом гибридном Кайене, зато цена SUV-а ожидается гораздо ниже, чем у Panamera - около $70 000 в США.


Типичный Koenigsegg выглядит как-то так, и стоит около 1 млн. евро.

В первой половине месяца автомобильную прессу потряс Кристиан вон Кёнинсегг, основатель производителя суперкаров Koenigsegg. Как оказалось, Кристиан большой фанат электрических автомобилей, сам уже полтора года ездит на Tesla Model S, сравнивая которую с BMW M5, охарактеризовал баварский автомобиль как обладающий более медленным разгоном, худшим управлением и доставлющий меньше удовольствия от вождения. Кстати, Koenigsegg представлял электрический концепт в 2010 году, но до релиза модель не дошла. Сейчас Кристиан считает что электрические автомобили хоть и не готовы конкурировать на равных с традиционными, но уже к 2020 году займут 80% рынка. Спорткары же Кёнинсегг сравнивает с аналоговыми часами, которые в эпоху цифровых часов остаются эксклюзивным, нишевым продуктом. Так и одноимённый бренд, по его словам, останется нишевым и эксклюзивным. В общем, электрического Koenigsegg-а, видимо, ждать не стоит.


Rimac хочет за свой автомобиль хотя бы $1 млн., только вряд ли о нём кто слышал.

Молодые же головы из хорватской компании Rimac не намерены ни дожидаться 2020 года, ни делать аналоговые часы в XXI веке. В следующем году они обещают выпустить дебютный спорткар марки Rimac Concept One, который разработал 24 летний вундеркинд, основатель марки Mate Rimac. Характеристики автомобиля уже готовы поразить даже некоторые Koenigsegg: 1 088 л.с., 4 мотора независимо приводят в движение 4 колеса, и, естественно, здесь будет и система контроля вектора тяги, как в Mercedes SLS Electric. Разгон до сотни за 2.8 секунды, а электрической батареи ёмкостью 92 кВтч должно хватать на пробеги до 600 км без подзарядки. За всё удовольствие надо будет заплатить всего $1 млн, а веры в то, что автомобиль действительно выйдет, прибавляет существование ездящего прототипа, запечатлённого на рекламных роликах компании, и наличие опыта в изготовлении супер-быстрых электрических авто у основателя компании.


Батарея Mitsubishi i-Miev производства GS Yuasa.

Компании Bosch, GS Yuasa, и Mitsubishi, каждая из которых уже имеет большой вклад в производство электромобилей, заявили о создании совместного предприятия, которое займётся разработкой и производством литиевых батарей для электромобилей. В планах компании совершить гигантский скачёк в технологии литиевых батарей и улучшить текущие показания по удельной ёмкости в два раза к 2020 году. При этом, Bosch будет стараться помочь совместному предприятию своими технологиями в области контроля батарей (BMS), Yuasa займётся литиевой химией, а Mitsubishi, судя по пресс-релизу, будет стараться им не мешать. Хотя исторически двойное увеличение плотности ёмкости литиевых аккумуляторов занимало около 8 лет, а до 2020 осталось 6, слово "гигантский" вряд ли уместно в данном контексте, но в любом случае стремление основных игроков рынка и дальше развивать технологии аккумуляторов не может не радовать.


Типичный мотор малолитражки стараниями Mitsubishi будет чуть больше ведра.

И это не единственная новость, связанная с продвижением в технологиях и с японскими компаниями. Так, Mitsubishi анонсировала в феврале семь новых технологий, ставших результатом работы R&D компании. Здесь и новый подход к работе с углепластиком, и разработка по контролю за батареями электромобилей, но самым интересным был разработанный в компании электродвигатель со встроенным кремниево-карбидным инвертором, занимающий объём чуть больше 14 литров при мощности около 80 л.с. В этот объем инженеры компании уместили и сам мотор, и его инвертер, и общий контур охлаждения, для которого вполне подойдёт помпа низкой мощности.


Один из этапов производства углеволокна на заводе SGL.

Кстати про углепластик: компания BMW, которая уже использует его в производстве электромобиля BMW i3, и будет использовать в конструкции i8, производство которого начнётся в этом году, инвестирует ещё 100 млн. евро совместно со своим партнёром по производству углеродного волокна, компанией SGL в удвоение производства. Хотя это не обязательно означает, что BMW уже озаботилось о предстоящем росте производства i3, поскольку BMW 7-ой серии 2015-го модельного года будет использовать в своей конструкции углепластиковые элементы. Тем не менее продвижение использования углепластика в конструкции автомобилей помогает снизить их массу, а следовательно увеличивает запас хода при сходных размерах батареи. Пока же у бававрцев не получается уменьшить количества брака при производстве углепластиковых элементов и выйти на запланированный объем. Отсюда и низкие цифры переданных покупателям i3, очередь на которую уже составляет около 11 000 автомобилей, а текущий объем производства лишь 70 автомобилей в день, в два раза меньше запланированного.


Зимнее тестирование плагин-гибрида BMW 3-ей серии.

В феврале стало понятно что на двух углепластиковых автомобилях BMW не закончит свой поход в сегмент электромобилей и плагин-гибридов. Сначала в Скандинавии засняли на зимних тестах плагин-гибрид BMW 3-ей серии, который, как ожидается, будет иметь запас хода около 30-40 км на электричестве, а появится в продаже уже этим летом. Потом появилась информация о плагин-гибридной версии первой переднеприводной BMW (2-ой серии). Она ожидается в следующем, 2015-ом году.


Устройство BMW X5 eDrive. Батарея сзади лишь
на несколько сантиметров поднимет пол багажника.

Ближе к концу месяца BMW добил известием о том, что к ним добавится BMW X5 eDrive. Баварцы рассчитывают представить свой SUV на автошоу в Лос-Анджелесе в ноябре, начать продавать в 2015-ом году в США, а в Европе уже в этом году. Батарея автомобиля имеет ёмкость около 9 кВтч, а двигатель объемом 2 литра мощностью 241 л.с. объединён с электрическим мотором мощностью 94 л.с. и 8-скоростной коробкой ZF. В сумме эта связка будет обладать мощностью в 270 л.с. и 450 Нм и обеспечивать разгон до 100 км/ч меньше чем за 7 секунд. В общем, характеристики будут такие же, как у BMW X5 35d. Аналогичной будет и цена на плагин-гибрид - около $56 000 в США.

Таким образом, к концу этого, началу следующего года у BMW уже будет 1 электрический автомобиль (BMW i3) и 4 плагин-гибрида: i8, 3-ей серии, 2-ой серии, X5 eDrive.


VW e-Golf заряжается. Ваш кэп.

Не отстаёт и Volkswagen. В феврале компания начала продажи электрического Гольфа. Автомобиль стоит от €34 900 в Германии, так что стоимость электрического Golf-а практически не отличается от BMW i3. Что касается характеристик, в Гольфе стоит литиевая батарея ёмкостью 24.2 кВтч. На батарею предоставляется гарантия 160 000 км или 8 лет, запас хода заявлен на уровне 190 км по европейскому циклу NEDC, расход в том же режиме 12.7 кВтч. Хотя разгон до 100 км/ч не сказать что зажигательный (10.4 секунды), 60 км/ч автомобиль набирает всего за 4.2 секунды. Покупателям так же предложат 30 дней в году бесплатной аренды автомобиля с ДВС в первые 3 года для тех случаев, когда запаса хода электрического Golf-а будет недостаточно.

Автомобиль уже пользуется бешенной популярностью в Норвегии: за первые 3.5 часа со старта продаж норвежцы заказали 1 200 автомобилей. И это совсем не удивляет, учитывая то, что самый дешёвый Golf с бензиновым двигателем объемом 1.2 л. стоит те же 250 000 крон (чуть больше 30 000 евро). Так что нет никаких сомнений, что e-Golf увеличит общие продажи сегмента в Европе в этом году.


Интерьер электрических Гольфов такой эээ, в общем, как у Гольфа.

Но одним e-Golf VW не ограничится, тут же компания представила плагин-гибридный хот-хетч Golf GTE с разгоном до 100 км/ч за 7.6 секунды. 1.4 турбодвигатель TFSI мощностью 150 л.с. в нём совмещён с электрическим мотором мощностью 100 л.с., а запас хода заявлен на уровне 50 км в NEDC цикле. Более того он, как ожидается, будет дешевле полностью электрического Golf-а. Следующим на очереди будет VW Polo, плагин-гибридная версия которого сейчас разрабатывается в недрах VW, а продаваться начнёт в следующем году.


Ещё одна сгоревшая Tesla Model S.

Пожалуй, сейчас самое время окунуться в череду бесконечных информационных событий от Tesla Motors. В начале месяца у владельца автомобиля в Торонто поджарилась 4-ёх месячная Tesla. Этот пожар стал вторым, вызванным стоящим в гараже автомобилем. Первый случился в ноябре, когда стоящая на зарядке Tesla Model S загорелась, предположительно, из-за неполадок в системе зарядки автомобиля. Сгорело тогда висевшее на стене зарядное устройство, машина не была задета, но Tesla всё равно обновила прошивку, сделав автоматическое понижение силы тока при нестабильной зарядке, чтобы по возможности избежать таких случаев в дальнейшем. Нынешний же пожар не был вызван зарядкой, машина даже не была воткнута в розетку. Компания прислала на место пожара аж 7 экспертов для расследований причин пожара, но они пока не обнародованы, известно лишь то, что пожар не был связан с батареей автомобиля или зарядкой, и эти части автомобиля не были затронуты пожаром.

Хотя это уже пятый пожар в котором участвует Model S (три пожара начались от столкновений, и два на стоящих машинах), Tesla Motors продолжает настаивать, что по этому показателю автомобиль марки лучше традиционных авто с двигателем внутреннего сгорания.


Элон Маск как бы говорит о том, что он думает по поводу всех этих пожаров.

На пожар не отреагировали инвесторы, не изменилась цена акций, а журналистам надоело перемалывать косточки Tesla Motors уже на второй день. Зато следующую новость обсуждали уже гораздо активней: в середине месяца появились слухи о том, что Apple рассматривала возможность покупки Tesla Motors. Элон Маск впоследствие подтвердил, что встречался с представителями компании, но, во-первых, не сообщил для чего, а во-вторых, заявил что на данный момент покупка Tesla Motors какой-то компанией крайне маловероятна. Хотя Apple очень легко может купить Tesla Motors при её текущей стоимости, выкупить все акции на рынке она вряд ли сможет, а Tesla Motors в свою очередь вряд ли захочет становиться приватной компанией.


Стоимость акций Tesla Motors растёт.

Кстати о стоимости компании. В этом месяце стоимость её акций взмыла на невиданную до этого высоту. Сначала аналитики Morgan Stanley поставили цель на акции TSLA на уровень $320 при текущей цене в тот момент около $200. Потом компания подлила масла в огонь, заявив наконец-то о своём намерении построить гигантскую фабрику по производству литиевых аккумуляторов. Разговоры об этом шли и ранее, но это были просто разговоры о намерениях, теперь же речь идёт о займе средств на рынке и строительстве фабрике, то есть уже дело, а не разговоры. В итоге в определённый момент стоимость акций даже перемахнула за $260, а капитализация всей компании составляла более $32 млрд. Для сравнения, в августе 2012 года, когда первая Model S сошла с конвейера, компания стоила меньше чем $4 млрд., а стоимость акций была, соответственно, около $30.


План фабрики: цеха, ветряки и т.д.

Что касается Гигафабрики, детальный план о строительстве которой компания обнародовала в конце месяца: стоимость фабрики составит около $5-6 млрд., из которых $1 млрд. инвестирует Panasonic, почти $2 млрд. инвестирует Tesla Motors, кто станет оставшимися инвесторами фабрики пока не известно. Строительство фабрики начнётся в этом году, будет закончено за 2-3 года, а производство аккумуляторов на ней стартует в 2017-ом году. В 2020-ом году планируется, что фабрика будет производить 35 ГВтч ячеек и 50 ГВтч уже готовых аккумуляторных модулей, то есть часть ячеек будут привозиться на фабрику уже готовыми. Тем не менее, в пределах 35 ГВтч будет поставлено производство полного цикла, начинающееся с необработанных материалов и заканчивающееся готовым модулем для автомобиля.


Фабрика будет производить больше литиевых аккумуляторов,
чем сейчас производится во всём мире.

Для сравнения, в этом году на производство всех электромобилей и плагин-гибридов ушло лишь 5 ГВтч литий-ионных батарей. А ещё 50 ГВтч - это 500 000 автомобилей со средней ёмкостью аккумулятора 100 кВтч. Именно о таком количестве автомобилей говорит Tesla Motors в своём пресс-релизе о фабрике, и такой объем ей необходим для удовлетворения спроса на дешёвую Model E, которая выйдет, предположительно, в 2017-ом году. И 50 ГВтч - это больше, чем общее число литий-ионных аккумуляторов, произведённых в прошедшем году. Хотя на данный момент электромобили и плагин-гибриды потребляют лишь около 15% от всех произведённых литиевых аккумуляторов.


Производство начнётся в самом начале 2017-го года.

Кроме того, что с момента ввода Гигафабрики в строй, Tesla будет производить для себя аккумуляторы и меньше зависеть от поставщиков, ввод фабрики, естественно, приведёт и к падению себестоимости аккумуляторов. Уже в 2017-ом году Tesla ожидает уменьшение стоимости на 30% по сравнению с текущей, то есть примерно с $200 до $140.


Этапы производства аккумуляторов на Гигафабрике.

Всё потребление электричества фабрикой, естественно, будет сразу покрыто фотовольтаикой и ветряными установками, что полностью снимает вопрос негативного воздействия на природу этой части производства электромобилей. На данный момент компания остановила свой выбор на 4-ёх штатах для строительства фабрики: Неваде, Аризоне, Нью-Мексико и Техасе. Кстати, в последнем Tesla не может продавать свои автомобили из-за противодействия ассоциации дилеров, и строительство фабрики может стать предметом торга, но пока аналитики больше склоняются к тому, что для строительства фабрики будет выбрана Невада.


Tesla Motors вводит в строй новые линии для производства Model S.

Кроме Гигафабрики самой обсуждаемой новостью стала квартальная отчётность компании. Даже не столько сама отчётность, а сколько появившаяся более детальная информация о достижениях и планах компании. Итак, в четвёртом квартале было продано 6 892 автомобиля, что соответствует 27 500 авто в годовом исчислении, это уже было известно и ранее. Теперь стало известно, что маржинальность производства Tesla Model S достигла 25% (даже 25.2%), как и предполагала компания в начале 2013 года, ставя цель на конец года. Tesla планирует увеличить её до 28% в течение 2014 года за счёт небольших улучшений в разработке, уменьшения стоимости некоторых компонентов и экономики масштаба. В 2014-ом планируется выпустить 35 000 седанов Model S, нарастив в течение года выпуск с 600 автомобилей в неделю до 1000. Причина задержек в наращивании производства самой Model S не только во вводе в работу новых производственных линий, но и в проблемах с поставками батарей, которые будут решены только во второй половине года. Судя по всему Tesla Motors уже выбирает все текущие объемы производства Panasonic-а, а новые войдут в строй немного позже.


Типичный автомобиль GM смотрит на ZEV (Zero Emission Vehicle) кредиты как на...

Но даже 35 000 Model S не покроют полностью потребности всех регионов, например, Китая. Tesla Motors ожидает, что к концу года Азия и Европа будут покупать примерно в два раза больше авто, чем Северная Америка. В 4-ом квартале компания не заработала ни цента на продаже ZEV кредитов, что лишь подтверждает предыдущие слова компании о том, что эта часть дохода вскоре будет минимальна в структуре доходов компании. ZEV кредиты это такой инструмент, который продавцы экологически чистых автомобилей в Калифорнии могут продавать тем кто продаёт, соответственно, чадящие повозки :). Последние должны купить определённое количество кредитов на каждый проданный автомобиль в зависимости от того, сколько топлива он потребляет. И, если у производителя типа Тойоты есть шанс вписаться в нормы и даже продать какое-то количество кредитов, то GM, большинство машин которого огромные пикапы и микроавтобусы обречён покупать какое-то количество кредитов. За такую законодательную поддержку производители электромобилей уже не раз подвергались критике, но это чисто Калифорнийский закон, и распространяется он только на автомобили, проданные в Калифорнии.


Model X пока перемещается в основном по выставкам, но несколько
тестовых автомобилей уже было замечено на дорогах Калифорнии.

Что касается Model X, совмещая информацию появившуюся после квартальной отчётности с той информацией, которую озвучил Элон Маск в ходе европейских встреч, массовый выпуск её будет достигнут в апреле 2015-го года, а старт производства начнётся лишь в начале 2015-го года. Хотя Tesla изначально говорила о том, что массовый выпуск Model X будет только в 2015-ом году, так же Элон говорил, что первые Model X найдут своих владельцев в конце 2014-го, так что все ожидали, что ситуация будет примерно как с Model S - осенью-зимой начнутся поставки, а где-нибудь в январе производство будет выведено на 20 000 автомобилей в год. Так что эта новость означает небольшой, на квартал, сдвиг производства Model X.


Элон Маск на встрече с участниками Tesla-клуба, Амстердам.

В ходе тех же европейских встреч Элоном была озвучена масса информации о текущем положении дел и планах компании, часть из которой журналисты подхватили и тщательно обсосали, но некоторые интересные вещи практически не заметили. Я постараюсь изложить всё что стало известно.


Батарея Tesla Model S.

Главной новостью, которая ни разу не озвучивалась до этого, но которую можно было предугадать, стало то, что Tesla планирует в 2015-ом году добавить ещё более ёмкую батарею к двум доступным сейчас. С учётом того, что обычно производители автомобилей делают обновление раз в 3 года, а Model S начала производиться в 2012-ом, в 2015-ом будет самое время для такого обновления. За те же три года характеристики литий-ионных батарей должны улучшиться на 25%, так что в ту же массу, которой сейчас обладает 85 кВтч батарея, можно будет вписать батарею ёмкостью более 105 кВтч. Таким образом, новая батарея будет обладать ёмкостью ориентировочно в 100-110 кВтч. Пока, тем не менее, открыт вопрос, что будет с 60 кВтч и 85 кВтч версиями, станут ли они дешевле или же ёмкость обоих сдвинется за счёт использование более современной химии, и так же останется два варианта ёмкости просто больших, чем сейчас. Или же просто появится третья опция ещё дороже нынешних. Последний вариант был бы наиболее комфортным для тех, кто уже купил или купит Tesla Model S до этого обновления.


Строительство суперзарядки Tesla.

Производство Суперзарядок выросло и уже составляет около 5 штук в неделю. И хотя за весь февраль в штатах едва ли ввели в строй 5 новых суперзарядок, просто дело в том, что ввод станций в работу получается не таким равномерным как производство оборудования для них. Кроме того, мощность зарядки теперь повышена со 120 кВт до 135 кВт, что ещё немного ускоряет зарядку. А первая станция смены батарей между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом заработает в течение нескольких месяцев (нужна ли она ещё кому-то?).


Элон Маск не считает, что двери, открывающиеся вверх, станут для кого-то проблемой.

Model X будет только полноприводной за счёт использования двух моторов (никаких карданов!), комплектация с полным приводом появится и у Model S, но уже после весны 2015-го. Model X будет потреблять на 10% больше электроэнергии, чем Model S: коэффициент лобового сопротивления модели смогли сделать даже меньше, но площадь больше, плюс сам автомобиль тяжелее. Всё так же подтверждаются двери типа "крыло чайки": "если вы сможете припарковаться между двумя автомобилями, вы сможете открыть их", - утверждает Элон.


Так обычно делают фотографии для рекламных постеров.

Кроме того, компания проанализировала свои затраты на электроэнергию в процессе производства автомобиля и выяснила, что уже на пробеге в 16 000 км эти затраты оказываются покрыты использованием электричества вместо бензина в автомобиле. И, конечно, такие предприятия строят парки ветряных и солнечных батарей для снабжения себя электричеством, так что тезисы о том, что при производстве автомобиля могли сжечь больше углеводородов, чем потом он сэкономит за всю свою эксплуатацию, не имеют никакого смысла. Детальное исследование Tesla собирается обнародовать немного позже.


Такой смог в Пекине можно сфотографировать в любой день.

Что касается остальных новостей месяца, то на слуху снова были китайцы. Они продлили государственную поддержку электромобилей, и замедлили темпы её снижения. В этом году поддержка составит $10 тысяч для электроавтомобилей и $82 тысячи для электроавтобусов. А в Пекине к этой поддержке добавится ещё и местная, в сумме компенсируя покупателю около $18 000. Кроме того, как я уже писал, для покупателей электромобилей в Пекине будет отдельная лотерея на государственную регистрацию объемом 20 000 регистраций в год. Если все старания правительства наконец-то дадут результат, Китай может стать крупным покупателем электромобилей и плагин-гибридов. За весь 2013 г. же вся страна купила только 17 642 автомобиля. То есть, если всё это заработает, как видится китайским властям, один только Пекин в этом году имеет шансы обойти результат всей страны за 2013-ый год. Но вся эта поддержка распространяется только на автомобили, произведённые внутри страны, то есть ни Nissan Leaf, ни Tesla с поддержкой не купишь, пока они не создадут производство в Китае.


Китайцы возродят Fisker Karma.

Пока же китайцы только продолжают делать некитайские автомобили китайскими. Группа Wanxiang, крупнейший китайский поставщик комплектующих, купила обанкротившийся Fisker, предложив максимальную ставку почти в $150 млн. за производителя плагин-гибридного спорткара. Вообще то, что стоимость Fisker не составила 1 доллар уже наводит на мысль о том, что у компании ещё есть возможность вернуться в строй, есть какие-то активы, и не всё печально. Wanxiang уже владелец компании A123 которая делала батареи для Fisker, и сейчас делает для Chevrolet Spark EV.


"Дешёвый" Fisker наполовину готов, или наполовину не готов.

Теперь возобновление производства Fisker обещают в течение 12 месяцев, и, с учётом того, сколько Wanxiang заплатил за компанию, в этом нет никаких сомнений. Но это не единственное, о чём заявила китайская компания. Разработка второго автомобиля Fisker, более доступного плагин-гибридного Atlantic с ориентировочной стоимостью около $50 000 в США будет возобновлена.


Будет ли предлагаться опция "крыша с солнечной батареей" покупателям автомобиля с V8?

Правда китайцы засунут в Карму V8 от Camaro и выпустят Fisker Destino только с ДВС. То есть теперь у покупателей будет выбор: V8 или плагин-гибрид. В ближайшие 1,5 года Wanxiang планирует продать 1000 Fisker Karma в США и 500 в Европе. Но главный потенциал компания видит конечно же в местном, китайском рынке, самом крупном в мире. Возможно, на него и придётся основной объем продаж машины с V8.


SAAB говорит, что это автомобиль 2014-го модельного года.

Другой принадлежащий китайцам автомобильный бренд, SAAB, тоже планирует вот-вот начать производство седана 9-3. Через несколько недель можно будет приступать к производству, почти готова линия и для версии с ДВС, и для электрической, но последняя с завода в Швеции будет отправляться в Китай для дооснащения аккумуляторами, скорее всего LiFePO4. Почти все из первых 200 электрических SAAB 9-3 будут переданы в корпоративные автопарки в Китае для тестирования, но часть машин вернётся в Швецию, где их также будут тестировать. Электрический SAAB 9-3 будет иметь запас хода около 280 км в NEDC цикле, но ничего о том, будет ли он продаваться в Европе и по какой цене, пока не известно.


Stig ли это? И сколько Стигов на самом деле?

Напоследок, осталось ещё пара новостей: во-первых Бэн Коллинз, более известный, как Stig, войдёт в пул пилотов Formula E, электрической серии Formula, стартующей осенью этого года. В компании с другими гонщиками он присоединится к уже известным 16 пилотам, таким образом сформировав окончательный список. Так что теперь хотя бы стало ясно, за кого там болеть :).

Из неприятных новостей месяца: стало известно о том, что Honda не собирается увеличивать или продлять пребывание своего compliance электромобиля в США. Как только будет продано 1 100 Honda Fit EV, что случится этой осенью, производство автомобиля будет прекращено. Главная проблема в этом автомобиле в том, что компания выпускала его не для того, чтобы занять место в новой растущей нише, а чтобы соответствовать закону штата Калифорния. Сейчас, когда интерес превысил запланированное производство модели, компания извиняется перед своими потенциальными покупателями и сообщает о том, что скорее всего их спрос удовлетворён не будет.

Ну и двумя строчками о России. В феврале вступил в силу закон о снижении пошлин на электромобили до 0% на период с 1 февраля 2014 г. до 31 декабря 2015 г. Первые покупатели уже растаможили автомобили в соответствие с этим законом, и стало понятно, что же он в действительности меняет. Для физических лиц не меняется ничего: пошлина на новый автомобиль составит 48% от его стоимости, на автомобиль старше 3-ёх лет пошлина ничем особо не отличается от пошлины на бензиновый автомобиль. Изменилась же только стоимость растаможки для юридических лиц: для нового автомобиля она составит столько же сколько для б/у, около 20%. Калькулятор есть, например, здесь.

Оглавление статей на эту тему
Tags: tesla, дайджесты, плагин-гибриды, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments