zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Электромобили и плагин-гибриды: Часть 1E. Электрические мотоциклы (окончание)

Запилил вторую, окончательную часть про электрические мотоциклы. Сегодня расскажу о новых моделях и производителях, которые появились в 2013 г. Точнее производители то уже появились, а вот мотоциклы ещё нет. Начну с Lightning.

lightning_on_track
Мотоцикл Lightning на трэке. Пока только треком и ограничивается
ареал его обитания, но всё изменится в течении месяца.

Lightning - компания новая, появилась в прошлом году. Ну как, новая, в различных гонках электрических мотоциклов одноимённая команда присутствовала практически с момента их зарождения. Да, уже есть несколько серий гонок, созданных исключительно для электрических мотоциклов. Самые известные из них, TTXGP - первое в мире соревнование среди электрических мотоциклов, которое проходило сначала на острове Мэн в Британии на трассе длиной 61 км, потом к нему добавились и гонки в США, на треке Laguna Seca, в Испании (Валенсии) и т.д. на обычных MotoGP треках. Кусок гонки посмотреть и послушать можно, например, на этом видео. Другая серия это FIM eRoad Racing. А с 2012-го обе серии начали объединяться и продвигать совместный мировой кубок с гонками в США, Европе и Азии.

Так вот, Lightning анонсировала выпуск гражданского мотоцикла в прошлом году, а продажи начнутся в этом квартале. У мотоцикла будут две комплектации: за $39 000, которая, как обещают будет такая же как у гоночного мотоцикла, и более простая, за $17 000. Именно в последней комплектации недавно был выпущен первый мотоцикл. Мотоцикл можно будет заряжать на станциях быстрой зарядки CHAdeMO за 15 минут. Про 15 минут, конечно, верится с трудом, но обеспечить зарядку за 30 минут производителю не составит особого труда. Запас хода Lightning составляет около 240 км в смешанном режиме (город + шоссе).

lightning_bonneville
Команда Lightning готовится поставить рекорд скорости среди электрических мотоциклов на
соляном озере Бонневиль. На всех соревнованиях Lightning заряжает свои мотоциклы фотовольтаикой.

Компания и её мотоциклы прежде всего известны целым рядом рекордов, которые они ставили. Невозможно разобраться в хитросплетении различных организаций, которые фиксируют рекорды, но Lightning, похоже поставил их все. Тут и рекорд скорости среди электрических мотоциклов, поставленный на соляном озере Бонневилль, когда Lightning разогнался быстрее 350 км/ч, и первое время на Pikes Peak в 2013 году.

Рекорд Quicksilver
Рекордный мотоцикл Quicksilver разогнался в 1974-ом году почти до 265 км/ч.

Насколько это лучше прошлых рекордов? 40 лет назад, в 1974-ом году, был поставлен рекорд скорости электрического мотоцикла в 165.397 мили/час (около 265 км/ч). Майк Корбин вместо старых добрых свинцовых батарей тогда использовал более современную серебрянно-цинковую батарею производства Yardney. Отсюда и название мотоцикла Quicksilver (Ртуть) от Silver (Серебро). Такие аккумуляторы имели плотность энергии около 130 Втч/кг и были лучшими по этому показателю до появления литий-ионной химии. Но ресурс аккумуляторов составлял лишь 200 циклов до прихода батареи в негодность, да и по стоимости, конечно, такая батарея не смогла бы конкурировать с литиевыми аккумуляторами.

В электрической системе Quicksilver-а напряжение составляло 120 вольт, а ток мог доходить до 1200 ампер, заряжались батареи промышленной зарядкой, а в качестве моторов были использованы два стартерных мотора от истребителя A-4. Масса пустого мотоцикла без пилота составляла 350 кг.


Пока это единственная поездка обозревателей на Lightning.

Вернёмся к настоящему: в 2013 Lightning побил все мотоциклы на гонке Pikes Peak, которая проходит каждый год в США. Это высокогорная трасса длиной 20 км включает в себя 156 поворотов, и каждый год многие профессиональные пилоты и конструкторы машин соревнуются на этом треке, кто сможет проехать его быстрее всех в своей категории. Для электрической техники такая трасса просто идеальна, чтобы показать своё преимущество, ведь она не испытывают кислородного голодания как двигатели обычных автомобилей, а длина трэка впишется в запас хода любого гольф-кара.

lightning_controller
Наверное, прямо на высоковольтный контроллер двигателя Lightning
вряд ли кто захочет сесть, так что сверху ещё должна быть седушка.

Итак, пилот Carlin Dunne приехал на Lightning за 10 минут ровно, на 20 секунд быстрее, чем самый быстрый бензиновый мотоцикл (это был Ducati Multistrada) в 2013 году. Carlin опытнейший пилот, он приезжал уже не один год первым на этих самых Ducati, и ему всё ещё принадлежит рекорд на бензиновом Ducati на этой трассе, но в прошедшем году он решил попробовать Lightning.

"Lightning это скорее трэковый байк. Скорее скальпель. Его нужно уважать и использовать надлежащим образом, чтобы двигаться быстро. Но если ты делаешь всё правильно, то он не подводит. Если ты прочувствовал его подкоркой и был реально мягок с "газом", он выходит из поворота как никто другой. У него ошеломляющий момент. Ты можешь выйти из поворота так быстро, как не сможет ни один мотоцикл здесь." - говорит Carlin Dunne.

lightning_inside
"Кишки" Ligthning. Судя по некоторым на вид
кустарным решениям, это явно не финальная версия.

Почему же он не побил свой собственный рекорд, поставленный на Ducati? Трэк был сырой, плюс пилот боялся что не убраны осколки от мотоциклов, которые разбились перед этим, организаторы мероприятия не подтвердили, что трасса была очищена. Carlin говорит в интервью, что из-за сырого трека заднее колесо мотоцикла постоянно теряло сцепление с дорогой.

Когда он только сел за электрический Lightning, ему было сложно ездить на таком мотоцикле, потому что он привык ориентироваться по звуку, на сколько оборотов крутится мотор. На традиционном мотоцикле Carlin привык, что, например, определённый поворот проходится на 4-ой передаче и половине газа. В ходе тренировок вырабатывается память, как мотоцикл звучит в этом состоянии, и легко поймать правильное положение газа, а тут вдруг нет толком ни звука, ни передач. Поэтому, чтобы совсем остраниться от звуков, и даже не пытаться по ним ориентироваться, Carlin стал ездить с берушами в ушах, и с этого момента у него начало получаться чувствовать этот мотоцикл.

enerdel_modules
Модули, состоящие из ячеек Enerdel на линии сборки.

Мотоцикл оснащён слегка прокаченным мотором Remy HVH250(спеки), который обладает мощностью более 200 л.с. и моментом 230 Нм. Относительная мощность мотора почти 5 л.с. на кг, а момент составляет больше 11 Нм на кг веса мотора. Масса мотоцикла в свою очередь снижена за счёт использования интегрированного монокока, например, задняя вилка (так это у мотоциклов называется?) крепится прямо к мотору. То есть обособленной рамы у него нет. Энергией мотоцикл обеспечивает 12 кВтч батарея, составленная из NMC ячеек Enerdel CE175-360 (спеки) с ресурсом более 2 500 циклов при комнатной темпертуре, ёмкостью 17 Ач каждая.

Мотоцикл Mission RS
Мотоцикл Mission RS претендует на звание лучшего серийного электрического спортбайка в мире.

Следующий мотоцикл в обзоре, точнее два мотоцикла это Mission RS и Mission R от компании Mission Motorcycles из Сан-Франциско. Которая, как нетрудно догадаться, тоже вышла из гоночных серий, где продолжает принимать участие и занимать высшие места по сей день. Мотоцикл компании иногда называют Tesla-ой на двух колёсах, видимо из-за такой же цены нескольких схожих черт: сама компания тоже расположена в Калифорнии (где по случайности расположены и Zero Motorcycles, и Brammo, и Lightning), мотоцикл круто выглядит, он имеет большой запас хода, и, наконец, в мотоцикле используется жидкостно-охлаждаемый индукционный трёхфазный двигатель переменного тока, как и в Тесле. Пожалуй, только последний факт явно роднит мотоцикл с продукций самого известного производителя электромобилей, поскольку чаще и в тех, и в других используются электродвигатели постоянного тока с постоянными магнитами.

Рама Mission R/RS
Рама мотоцикла Mission R/RS интегрирована с электрическим мотором.

Самый крутой мотоцикл компании называется Mission RS и стоит либо $59 000 за "простую" версию, либо $75 000 за тот же мотоцикл, но с пакетом GP. Всего будет выпущено лишь 40 RS, и скорее всего все уже давно проданы, потому что буквально через 3 дня после анонса была продана уже половина от числа запланированных мотоциклов.

mission_motor
Мотор Mission Motorcycles.

Мотор тут чуть поскромнее, чем у Lightning, "всего" 163 лошадиных силы и 181 Нм отдаются с фиксированным передаточным числом на заднее колесо. 0-96 км/ч мотоцикл набирает меньше, чем за 3 сек, а четверть мили проезжает за 10.492 сек. Согласно википедии, это время, конечно, не лучше чем у бензиновых спортов, которые обойдутся гораздо дешевле, но и стыдиться его уже совершенно точно не стоит. И у Mission RS, наверное, самая большая максималка среди гражданских электрических мотоциклов - более 240 км/ч. С батареей в 17 кВтч, единственно возможной на этом мотоцикле, RS проезжает 225 км в смешанном режиме, а в городе, как обещают создатели, эта цифра может доходить и до 350км.

Mission RS GP в сущности тот же мотоцикл, на котором Steve Rapp одержал убедительную победу в гонках серии TTXGP в Laguna Secca 2 года назад, зафиксировав, правда, время круга на 10 секунд меньше чем у "обычного" бензинового болида MotoGP.

Мотоцикл Mission R
Mission R отличается от Mission RS практически только ценой, притом в лучшую сторону.

Для тех, кому $75 000 не жмут карман, и кто не поспешил войти в 40 счастливчиков, Mission Motorcycles делает Mission R, который непонятно чем отличается от своего старшего брата. Здесь 0-96 км/ч уже за 3 секунды (а не меньше, чем за 3), та же максмалка в 240 км/ч, и размер батареи на выбор: 12, 15 или 17 кВтч. Размер батареи определяет и цену: $32 500, $36 500 и $42 500 соответственно. На самой дешёвой версии можно рассчитывать на 168 км в смешанном режиме, а на самой дорогой уже на 224 км. Последнее число уже вполне может конкурировать в сравнении с каким-нибудь литровым спортбайком, особенно если учитывать то, что в городе электромотоцикл может прибавить к нему до 60% из-за большой эффективности электрических моторов.

Движок у Mission R такой же, как у RS. Зарядить мотоцикл можно будет от домашней сети меньше чем за 2 часа (зарядка имеет общий контур жидкостного охлаждения с электрическим мотором), или даже меньше чем за полчаса на станциях быстрой зарядки CHAdeMO.

Mission R кишки
Мотор Mission R/RS совмещён с односкоростной коробкой (редуктором).

Хотя с самой большой батареей мотоцикл весит 245 кг, что на 35-45 кг тяжелее традиционного байка, все специализированные издания пишут, что он не ощущается тяжелее любого спортивного литра благодаря низкому центру тяжести и взрывному моменту, который у всех электрических моторов имеет пик на 0 оборотов, и начинает падать далеко не сразу.

Опционально к мотоциклу можно заказать шлем с беспроводным подключением, в который будет встроен HUD (Индикатор на стекле) с выводом на него телеметрии, навигации и других полезных данных. Mission Motorcycles обещает начать отпускать мотоцикл покупателям летом этого года. А через 2 года выпустить бюджетный мотоцикл в ценовом диапазоне около $15 000, так что скоро конкуренция в этом сегменте обострится.

Mission RS тест-драйв
Mission RS в асфальтовой среде обитания.

"Закройте ваши глаза и представьте ваш идеальный мотоцикл. Он выглядит свежо и остро, но в то же время изящно и всегда актуально. В мотоцикле используются только правильные супер-быстрые части и брэнды: вилки Öhlins WSBK, бериллиевые тормозные суппорта Brembo, 10-спицевые кованые магниевые диски Marchesini, углепластиковые элементы корпуса, и куча других лучших компонентов и штрихов. На динамометре кривая момента мифологической машины выглядит как плато, а мощность появляется мгновенно, но в тоже время гладко и линейно. У мотора нет белых пятен, и нет ям или провалов на кривой момента; и, мало того, напоследок, у этого фантазийного зверя в запасе в два раза больше момента, чем у вашего типичного литрового спорт-байка. А сколько вы потратите за день на горючку для него? Один доллар" - не жалеет комплиментов Asphalt and Rubber, мы же пока можем лишь посмотреть несколько десятков видео с этим мотоциклом на Youtube-е.

Спортбайк Energica
Итальянская Energica планирует выпустить свой спортбайк уже через год.

А что же происходит в это время в Европе?
Есть, например, компания Energica, у которой есть сайт, который производит впечатление живого, но продажи мотоцикла обещают начать только в 2015ом году. Цену итальянский производитель обещает от $25 000. Пока же предсерийный мотоцикл лишь возят по различным выставкам. Но возят уже явно не макет, а вполне рабочий мотоцикл, что подтверждает несколько статей от журналистов, которые на нём ездили, например, в CycleWorld. Что касается серийного образца, на нём обещают мотор с мощностью 134 л.с. и моментом 195 Нм, а скорость мотоцикла будет ограничена электроникой до 240 км/ч, прямо как у Mission R/RS.

saietta_r
Судя по дизайну Agility Saietta R, инженеров компании беспокоил
прежде всего коэффициент лобового сопротивления этого мотоцикла.

Другая компания, из Великобритании, Agility уже доставляет свои мотоциклы Saietta R покупателям. В мотоцикле используется мотор с осевым магнитным потоком мощностью 98 л.с. и моментом в 127 Нм. С батареей в 11 кВтч, обещает Agility, можно рассчитывать на 182 км в городе, 94 км на шоссе или 120 км в смешанном цикле. Цена на мотоцикл в Британии - $23 000 + НДС. Удручает лишь максималка, ограниченная 129 км/ч, в то время как разгон до сотни достаточно бодрый - 3.9 секунды.

Axial flux motor
Устройство электрического мотора с осевым магнитным потоком понятно по этой фотографии. В этом примере
производитель ещё и достигает экономии за счёт использования стандартных пластин для магнитопроводов.

Кстати о моторах с осевым магнитным потоком. Это относительно новая парадигма конструирования электрических моторов, движки по этой схеме разрабатываются лишь несколько десятков лет, но такой подход позволяет мотору достичь уникальных свойств. Кроме потенциала использования как мотор-колесо, такие моторы обладают совершенно потрясающим отношением момента к массе вследствие своего принципа, и не проигрывают обычным по соотношению мощность/вес. Например, текущие разработки мотор-колёс достигают соотношения около 1000 Нм на 30 кг веса мотора.

KTM freeride E
KTM первой из производителей бензиновых мотоциклов
решилась сделать свой электрический мотоцикл.

Что касается традиционных производителей мотоциклов, начать стоило бы с KTM, ведь именно эта компании показала свой KTM freeride E в 2011 году, и выразила готовность заскочить на поезд электрификации. Мотоцикл имел достаточно скромную батарею в 2.1 кВтч (примерно, как и Zero MX тех лет), и мотор, который мог выдать до 30 л.с. и 42 Нм. Была даже объявлена цена в $13 000 в Европе против $9 000 за сходный бензиновый КТМ. Сделано несколько десятков мотоциклов, на которых можно и сейчас поездить в школе KTM e-ride, но на этом всё и закончилось.

KTM e-ride
Но в будущем KTM сосредоточится на выпуске самокатов и электровелосипедов.

Сейчас CEO KTM Стефан Пьерэ считает, что ещё слишком рано для электрических мотоциклов. Технологии аккумуляторов пока недостаточно хороши для использования в серийных мотоциклов и всё в этом духе. Поэтому вместо того, чтобы улучшить свой эндуро в той же мере, насколько продвинулись технологии за это время, и выпустить его в свободную продажу, KTM обещает лишь выпустить в 2015-ом какой-то электрический самокат.

Suzuki EXTRIGGER
Suzuki показывает электрический прототип эквивалента 125 кубикового микро-мотоцикла.

Что-то более похожее на мотоцикл, показали японцы из Suzuki на последнем Токийском Автосалоне. Прототип Suzuki EXTRIGGER сделан с использованием алюминиевой рамы, "перевёрнутой" вилки, массивной алюминиевой кулисы и волновыми дисковыми тормозами. Но, надо понимать, что это мотоцикл размером с Honda Grom, к тому же это лишь прототип. Но даже в прототипе батарея имеет ёмкость лишь 0,58 кВтч, а максимальная скорость едва ли доберётся до городского лимита. То есть по сути это скорее стилизованный электрический скутер.

Yamaha PES1
Yamaha PES1 - лёгкий спортивный мотоцикл, пока в стадии концепта.

Единственная из производителей традиционных мотоциклов, компания Yamaha, по крайней мере на примере прототипов, показала что и обычные производители тоже посматривают в сторону электричества. На тот же Токийский автосалон Yamaha привезла 5 электрических концептов, парочка из которых явно не попадают в категорию электрических скутеров. Это лёгкий мотоцикл Yamaha PES1 и эндуро Yamaha PED1. На обоих концептах передачи(!) можно как переключать самому, так и доверить выбор автоматической коробке. Кроме того про оба мотоцикла известно, что они используют литий-ионную батарею с возможностью её быстрой замены на уже заряженную. При этом Yamaha PES1 весит меньше 100 кг, а PED1 меньше 85 кг.

Yamaha PED1
Станет ли серийным электрический эндуро от Yamaha - большой вопрос.

Какие характеристики в первую очередь пострадали от такого облегчения платформы не известно, как и то, станут ли оба мотоцикла когда-нибудь серийными. В любом случае, если категория электрических мотоциклов продолжит и дальше развиваться, привычные всем производители уже будут значительно отставать от того, что уже сегодня делают американские компании, о которых я рассказвал раньше. Кто же из них первым подхватит и попытается развивать электрические мотоциклы пока не понятно, потому что дальше этих концептов никто из традиционных производителей байков пока не дошёл.

PS: Если кто-то считает, что главная проблема электрических мотоциклов - это отсутствие громкого звука при движении, то на этот счёт есть множество мнений и даже целых исследований, но доказательств того, что громкий звук мотоцикла увеличивает безопасность движения нет. Если и это не аргумент, то решение проблемы давно уже придумано и производится.



Оглавление статей на эту тему
Tags: электрические мотоциклы, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments