zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Дайджест за январь 2014 г. (Электромобили и плагин-гибриды)

Решил попробовать новый формат всё по той же теме. В этом посте я собрал все самые важные события, которые произошли в категории электромобилей и плагин-гибридов за прошедший месяц, январь 2014 года.

Первый месяц года, традиционно, время подведения итогов за предыдущий год, и сегмент электромобилей и плагин-гибридов в этом плане не стал исключением. Конечно, всю индустрию больше всего интересовали продажи электрифицированных автомобилей за прошедший год, и цифры не оставили никого разочарованным. Выросли все: США, Европа, Китай, Япония. Хотя Китай явно что-то подмухлевал, и начал включать в свою статистику низкоскоростные автомобили. Можно возразить, что европейцы включают в свою статистику Renault Twizy (неурезанная версия которого, впрочем, к этой категории уже не относится), надо понимать какого уровня драндулеты будут в этом классе в Китае. К тому же в прошлом году Китай их в свою статистику не включал.

В любом случае, Китай показал не худшие результаты, чем в прошлом году, но скорее всего почти не вырос. Но это просто промах политики Китая по увеличению числа электромобилей и плагин-гибридов в стране: Китай собирался достичь цифры в 500 000 электроавто к 2015 году. В мировом же масштабе доля Китая в этом сегменте всё больше размывается, несмотря на то что китайский рынок давно стал самым крупным автомобильным рынком в мире: на Китай приходится почти четверть мировых продаж.

Ньюсмейкерами же, уже традиционно, стали Норвегия и Нидерланды, ну и, конечно, США. Последние чуть-чуть не добрали до 100 000 проданных за 2013 год электроавтомобилей и плагин-гибридов, показав рост на 82% к предыдущему году. И, надо понимать, компактные автомобили не конёк американцев, и автомобилей таких размеров как Renault Twizy в их статистике нет. Норвегия и Нидерланды выросли по отношению к прошлому году больше чем в два раза, а доля электромобилей и плагин-гибридов в статистике продаж всех новых автомобилей в этих странах достигла 5-6%. А из-за перебоев в поставках двух самых популярных плагин-гибридов в Нидерланды, в декабре 2013 года доля электромобилей и плагин-гибридов в продажах всех автомобилей в этой стране достигла астрономической суммы в 23.8%! Вряд ли кто-то сможет побить эту цифру в ближайшее время.

Mitsubishi Outlander PHEV
Mitsubishi Outlander PHEV стал самой популярной моделью в сегменте
электромобилей и плагин-гибридов по итогам продаж в Нидерландах за 2013 год.


Но, тему продаж в ушедшем году я раскрою в отдельной статье, потому что в нескольких абзацах её не уместить, и она явно выходит за рамки этого дайджеста.

Поэтому перейдём к другим событиям месяца. В середине января в США прошла выставка Detroit Auto Show 2014, которая является достаточно второстепенным событием в автомобильном мире, поскольку для производителей важнее тот же Женевский Автосалон, или выставка в Китае, а на все автосалоны новинок не напасёшься. Тем не менее, кроме электромобилей и плагин-гибридов, которые уже вовсю продаются, в Детроите показали несколько заслуживающих внимания концептов.

VIA XTRUX
Концепт VIA XTRUX компания VIA Motors второй раз привозит на выставку. Плагин-гибрид с суммарной
мощностью 800 л.с. обладает запасом электрического хода в 55 км и заявленным расходом 2.5 л. на 100 км.

VIA Motors второй раз привезла свой монструозный концепт XTRUX - старшего брата пикапа VTRUX-а, который вот-вот начнёт отгружаться первым коммерческим заказчикам. Но рыночные перспективы даже меньшего, $79 000-ного пикапа VTRUX и соплатформенного микроавтобуса достаточно туманны, хотя компания и рапортует о подписании заказа на 1 000 микроавтобусов. Рынок становится всё более взрослым и подобные переделки от сторонних компаний постепенно утрачивают свою актуальность. Да и ценник, увеличивающий стоимость самого дешёвого пикапа GM на $50 000 не в состоянии перевешать никакую потенциальную экономию, особенно когда в США начинает приобретать популярность дизель.

Audi Allroad E-tron
Плагин-гибрид Audi Allroad E-tron с заявленным
запасом хода в 50 км по европейскому циклу NEDC.

Audi привезла на выставку 3-х дверный концепт Audi Allroad E-Tron, в котром 2-х литровый ДВС совмещён с двумя электромоторами, один из которых, на 40 кВт, спарен с 6-скоростной коробкой передач, а второй, мощностью 85 кВт и моментом 270 Нм, стоит независимо на задней оси, делая таким образом машину полноприводной. Достаточно привычное для концерна Audi-VW число ёмкости батареи в 8.8 кВтч намекает нам на то, что до серийного вопллощения этому автомобилю не хватает лишь решения руководства компании.

Volvo XC90 Coupe
3-ёх дверный концепт Volvo XC90 Coupe должен стать основой модели Volvo XC90,
выходящей в конце этого года сразу с плагин-гибридной версией.

Volvo показала, каким станет будущий XC90, но глядя на этот концепт невозможно догадаться, чего он лишится, попав в серийное производство. Тем более, что модель начнёт продаваться по всему миру уже в конце этого года. Дизайнер Volvo Томас Ингенлат лишь намекает, что автомобиль увеличится в длине и получит 3-ий ряд сидений. XC90 интересен тем, что его плагин-гибридная версия, которая появится сразу с выходом модели, придёт на смену одному из самых популярных в Европе плагин-гибридов - Volvo V60 Plugin Hybrid. Мало того, в отличие от универсала V60, XC90 будет продаваться и в США, где его перспективы выглядят многообещающе.

Ford C-MAX Solar Energi
Концепт Ford C-MAX Solar Energi - плагин-гибрид с 275 Вт монокристаллической солнечной батареей.

Хотя идея поставить на крышу автомобиля электрическую батарею не нова, такая опция была у почившего Fisker-а, есть такой аксессуар и для Prius-а, Ford пошёл дальше. Он предложил ставить солнечный концентратор над стоянкой, и таким образом собирать пучок лучей в 8 раз большей мощности, чем собрала бы батарея на крыше без концентратора. А программное обеспечение, устанавливаемое в автомобиле, будет перепарковывать его, чтобы следовать за пучком лучей с концентратора в течение дня. Для тех, кто мало что понял, Ford даже сделал картинку. Этих ухищрений достаточно, чтобы, как утверждает компания, зарядить за день на 100% в любом городе США аккумулятор плагин-гибрида C-Max Energi, которого, напомню, хватает на 34 км электрического хода.

Focus Energi
Следующим плагин-гибридом Ford, возможно, станет Focus Energi 2015 модельного года.

И, если солнечный концентратор на крыше у уже серийного C-Max Energi видится не очень практичной перспективой (на самом деле и без концентратора бонус в 1-2 "бесплатных" кВтч в день был бы интересным, но никто простых путей не ищет же, да?), то слухи о том, что Ford в конце года выпустит Focus Energi непрактичными уже не назовёшь. Ведь после того как Ford снизил цену на Fusion Energi (плагин-гибридный Mondeo) с $39 000 до $34 000, американские покупатели ождали, что снизят цену и на C-Max Energi, но этого не произошло. Цена же на Fusion Energi, который разделит с этой парой моделей плагин-гибридную трансмиссию, составит, как ожидается, $27 500, а запас хода увеличится с 34 км до 40. А если сюда ещё добавить и гос. поддержку, пока сохраняющуюся для таких плагин-гибридов в США, то предложение получается очень уж привлекательным!

Bentley SUV
Плагин-гибридный Bentley позволит вам неплохо сэкономить на бензине!

Люксовые производители тоже, видимо, заметили какое-то шевеление. Так, Bentley сделала заявление, что её будущий SUV, выходящий в 2015 или 2016-ом году, получит и плагин-гибридную версию через год после выхода бензиновой. Они бы и не прочь сделать Continental и Mulsanne плагин-гибридными прямо сейчас, но увы в обоих не предусмотрено места для такой трансмиссии. А вот их смена получит её обязательно. Надо сказать, что его самый очевидный конкурент, Rolls Royce собирался было выпустить электрический Phantom, но до релиза дело так и не дошло, и компания заявила, что интереса к нему так никто и не проявил. Более того, этот опыт столь не понравился английскому бренду, что больше он туда, что называется, ни ногой, а вот плагин-гибрид может быть, когда-нибудь, кто знает.

Infiniti Emerg-E
О плагин-гибридном концепте Emerg-E от Infiniti в прошлом году писало русское издание
Авторевю
, журналисты которого проехались на автомобиле по тестовому треку компании.

В то время, как все обещают и выпускают новые плагин-гибриды, Infiniti преподнесла новость с противоположным знаком. Плагин-гибридный прототип Emerg-E не будет воплощён в серийном автомобиле. Хотя с самого начала Infiniti говорила, что она только балуется и не собирается ничего выпускать, все же понимали, что Infiniti это люксовое подразделение Nissan-а, а последний более чем серьёзен в области электромобилей. И, конечно же, всем было интересно, что можно сделать применив наработки Nissan-а, но без серьёзного ограничения по стоимости, которому должен соответствовать массовый автомобиль такой, как Nissan Leaf. А может быть как раз в этом и дело? Компания не будет выпускать плагин-гибрид, а сразу выпустит серьёзный электрический автомобиль? Думаю, скоро мы об этом узнаем.

Renault Fluence ZE
Renault Fluence ZE в основном продавался в Израиле и Дании, где
планировали открыть сеть станций быстрой смены батарей Better Place.

Следующую новость тоже, наверное, стоит отнести к плохим, хотя её появление было лишь вопросом времени. Компания Renault прекратила выпуск модели Fluence ZE на своей фабрике в Турции. Хотя тот же электрический Fluence со значком самсунга продолжит продаваться в Южной Корее под названием Samsung SM3. Судьба же электрического Renault была предрешена прошлогодним банкротством Better Place. Напомню, вся модель продаж Fluence-а была построена на идее сочетания продаж автомобиля с сетью станций по быстрой замене батарей на заряженные, но идея, как не трудно понять, провалилась. Почему я не уверен, что эта новость обязательно плохая? Потому что, я уверен, про этот автомобиль скоро снова вспомнят, но уже без привязки к станциям замены батарей. А это, в конце концов, самый крупный электромобиль Renault, которого сейчас будет не хватать в гамме предлагаемых электромобилей.

Суперзарядки Tesla 1 января 2014 г.
На 1-ое января 2014-го года Tesla Motors открыла 49 бесплатных зарядочных станций в США

Но, давайте лучше о хорошем: компания Tesla была самым заметным ньюс-мейкером в январе, и вполне заслуженно. Весь месяц Tesla с какой-то неуёмной прытью вводила в строй новые и новые зарядные станции. На начало месяца их было 49. Компания начала открывать их с момента старта выпуска Model S в августе 2012-го, и в общем-то держала неплохой темп, открывая где-то по одной новой станции в неделю.

Суперзарядки Tesla 29 января 2014 г.
К концу января 2014 г. число бесплатных зарядочных станций Tesla Motors в США достигло 73 штук.

К концу же месяца число суперзарядок, как их называет сама Tesla Motors, достигло более 70 штук! Если не знать, что ввод станции в работу занимает 3-4 месяца (согласования, подводка электричества, строительные работы и т.д.), то можно решить, что просто кому-то в компании дали увесистый поджопник, и он, наконец-то, начал работать. А может быть это просто подготовка к поезде Элона Муска через всю страну, которую он обещал проделать на Model S весной.

И, если в начале года было покрыто только западное побережье США - традиционно прогрессивная Калифорния, Орегон, и так вплоть до Канады. То к концу января мало того, что стал выглядить более завершённым проезд через всё восточное побережье США, так и замкнулась дорога через всю страну с запада на восток. Конечно, можно сказать, что это только один проезд, но всё ещё только начинается, и лучше иметь такую возможность, чем не иметь никакой. К тому же компания прежде всего охватывает станциями быстрой зарядки самые популярные направления.

Путь с востока на запад через всю страну, пользуясь только супер зарядками тут же проделал один из обладателей Model S. Расстояние в 5 800 км из Нью-Йорка в Калифорнию заняло у него 6 дней. А по пути он проезжал Миннесоту, в которой было -30, расход авто вырос до 28.5 кВтч на 100 км при движении со скоростью 80-90 км/ч, а расстояние между зарядками в некоторых местах такое, что 60 кВтч автомобиль в суровую зимнюю погоду, как он пишет, вряд ли смог бы дотянуть до следующей станции. Но всё это лишь вопрос времени, притом, как мы видим, незначительного.

Tesla ставит мировой рекорд
Один из автомобилей команды Tesla Motors на зарядке в Вайоминге, США.

Чуть меньшее расстояние (5 500 км) собирается преодолеть команда Tesla Motors на двух автомобилях, проехав через всю страну. Машины взяли старт из дизайн-студии компании в Лос-Анджелесе ночью в четверг, и планируют оказаться на другом конце страны в Нью-Йорке за 3 дня, поставив тем самым мировой рекорд Гинесса по наименьшему времени потраченному не на езду, проехав на электрическом автомобиле через все США ("least non-drive time for an electric vehicle traveling across the United States"). Уже позади половина пути, средний расход пока составляет лишь 20.8 кВтч/100 км, но самая холодная часть страны впереди. А всё путешествие, видимо, закончится завтра, чтобы в понедельник уже выпустить пресс-релиз на эту тему :).

Суперзарядки Tesla в Европе, январь 2014 г.
Сеть суперзарядок Tesla в Европе без Норвегии на конец января 2014 года.

Европа тоже не осталась в стороне от расширения сети зарядок Tesla, но, конечно, число зарядок в Старом Свете гораздо меньше. К 6 зарядкам в Норвегии, которые, как утверждает компания, покрывают территорию проживания 90% населения страны, добавилась сеть зарядок по дороге из Нидерландов в Австрию. Поставленные вдоль основного транспортного коридора, соединяющего две страны через Швейцарию и Германию, суперзарядки дают возможность владельцам автомобилей Tesla пользоваться немецкими автобанами и проезжать на электрическом автомобиле через Альпы. К марту 2014 года 50% населения Германии будут проживать в близости от зарядок Tesla, а к концу года ими будет покрыта вся Германия, обещает компания.

Только что построенная суперзарядка Tesla в Калифорнии
Только что открытая бесплатная зарядочная станция Tesla в Атаскадеро, Калифорния.
Позже над стоянкой разместят козырёк с освещением и солнечными батареями на крыше.

Напомню, что из себя представляют зарядочные станции Tesla. Обычно это 6-8 зарядок (от 2-х до 10-и), размещённых рядом с каким-нибудь торговым комплексом с фуд-кортами и прочими плюшками, где будет чем заняться, пока автомобиль заряжается. Мощность зарядок сейчас составляет 120 кВт, что соответствует примерно 300 км дополнительного пробега за полчаса зарядки. Доступ к зарядке автомобилям с 85 кВтч батареей бесплатный, для 60 кВтч-ного автомобиля опция быстрой зарядки платная и стоит единоразово $2 500. А недавно Элон подтвердил, что дешёвая Тесла, которая выйдет через 3 года, тоже сможет пользоваться сетью суперзарядок. Разъем у зарядочных станций проприетарный, и никакие другие автомобили кроме Tesla пользоваться зарядкой не смогут.

Nissan Leaf-ы на зарядке
Стоянка работников фабрики Nissan в Смирне, Теннеси, где
производят модель Nissan Leaf для рынка Северной Америки.

Но отвлечёмся немного от Tesla Motors, благо новостями об одной этой компании можно было итак занять весь дайджест. В США в январе журналисты подняли становящуюся всё актуальней в некоторых частях страны тему. Там, где у основной аудитории технологичных продуктов гнездо, то есть где расположены софтверные и прочие компьютерные компании, концентрация электрических автомобилей уже достигла такой плотности, что люди не в состоянии поделить зарядки на работе. Так, в пример приводят немецкую софтварную компанию SAP, которая 3 года назад поставила 16 зарядок для своих работников, но сегодня уже 61 человек приезжает на работу на электромобиле, и на этой почве у них постоянно возникают конфликты. Тут стоит добавить, что видимо люди настолько привыкли к положительному образу создаваемому вокруг электромобилей, что считают работодателя просто обязанным устанавливать для них бесплатные зарядки.

"Вначале все наши владельцы электромобилей знали друг друга, было достаточно инфраструктуры, и все были счастливы. Но это не продлилось долго. Из машин выдёргивают зарядки, когда они заряжаются, и это становится проблемой. Коллеги звонят и сообщают друг другу "Я вижу ты уже зарядился, ты можешь переставить машину" - рассказывает Питер Граф, владелец Nissan Leaf и работник SAP. В общем, тема оказалась уже более чем актуальной, и к считающейся основной проблеме электромобилей "нехватке запаса хода" судя по всему скоро добавится "борьба за шнур". Ну или просто практика установки бесплатных зарядок работодателями постепенно сойдёт на нет.

100 000 Nissan Leaf-ов продано
Специальный, 100 000 Nissan Leaf, украшенный монетами номиналом в 2 пенса и монетами
в 2 евро-цента символизирует стоимость мили и километра пробега на нём соответственно.

В потдверждение того, что электромобилей будет становится только больше, в середине месяца пришла новость от Nissan-а о продаже юбилейного, 100 тысячного автомобиля. Покупателем оказался дантист из Соединённого Королевства, а 99 999-ый автомобиль днём ранее купила мать двоих детей из США. Так конечно случайно вышло, не будем подозревать PR-отдел Nissan-а в неслучайном выборе этих стран. Но важно даже не это. Важно то, что 100 000 автомобиль должен был быть продан только в феврале, как предполагали аналитики в ноябре 2013 г., и то что японский производитель достиг этой круглой отметки месяцем раньше, может значит лишь одно: продажи Leaf-а уже превысили 5 000 авто в месяц!

BYD e-bus
12-метровый автобус BYD e-bus на улицах Нью-Йорка.

Увильну от возвращения к новостям про Tesla, чтобы написать ещё об одном событии. В Нью-Йорке завершились ходовые испытания автобуса BYD e-bus. После 2-х месяцев использования на маршруте было получено достаточно данных об автобусе. Ночной 3-4 часовой зарядки автобусу хватает на 225-250 км, а с учётом вечных пробок на Манхэттэне, чтобы разрядить батарею полностью, понадобилось бы 30 часов эксплуатации без подзарядки. А неделей позже новость о них пришла из Колумбии, где в Боготе подписали меморандум о поставке ещё 260 таких же автобусов в дополнении к 18-метровым китайским электрическим автобусам, соглашение по которым было подписано ещё раньше. Рынок Южной Америки уже выглядит для BYD настолько привлекательным, что компания рассматривает вопрос о размещении завода по выпуску электрических автобусов в Бразилии.

Кстати, в России есть несколько концептов подобных автобусов, практически от всех производителей автобусов и грузовиков, и несколько автобусов даже ездят в Новосибирске, но почему-то в США и Европе все примеряются только к BYD-у.

Стенд Tesla Motors
Стенд Tesla на авто-шоу в Детроите, январь 2014 г.

Теперь, как и обещал, возвращаюсь к событиям во вселенной Tesla Motors. Начала год компания с объявления результатов 4-го квартала 2013 года на авто-шоу в Детроите. Напомню, компания продала 6900 автомобилей, что подтверждает слова Элона Маска о том, что производство автомобилей было увеличено до 600 в неделю (около 30 000 в годовом исчислении), что в полтора раза больше объема выпуска в начале 2013 года. А общее число проданных автомобилей, таким образом, уже перевалило за 25 000 штук. Тут же журнал Forbes подвёл итог, подсчитав, сколько из этих автомобилей осталось в США, и пришёл к неутешительному для остальных производителей люксовых автомобилей (главным образом немцев), выводу: автомобиль от молодого производителя, выпускающийся лишь второй год, обогнал их всех на североамериканском рынке.

Tesla в Китае
Tesla приходит на китайский рынок с очень серьёзными намерениями.

Но даже такой бешенный успех марки был быстро задвинут новостями об экспансии Tesla в Китае на второй план. Итак, Tesla объявила цену на седан в Поднебесной: стоимость будет начинаться с отметки в $121 000. На самом деле для Китая, защищающего локальный рынок от импортной продукции это очень низкая цена, к тому же люксовые автомобили в этой стране часто стоят дороже, чем там где они производятся, в 2-3 раза, поскольку рынок Китая в чём то напоминает российский: в верхнем сегменте покупатели не считают деньги.

В подтверждение своих слов об отстуствии косвенных наценок, Tesla приводит формулу по которой формируется цена:
$81,070 - цена в США (60 кВтч модель не будет поставляться в Китай, минимум - 85 кВтч)
$3,600 - доставка и обработка
$19,000 - таможенные платежи и налоги
$17,700 - НДС
Итого: 734 000 юаней по курсу 6.05 юаней за доллар

Tesla Model S в Китае
Так же как и в США, в Китае Tesla Motors будет продавать автомобили только через вёб-сайт
и сеть своих дилерских станций, не прибегая к услугам сторонних продавцов.

Tesla соглашается, что это большой риск поставить такую низкую цену на свой седан в Китае, тем более, напомню, практически все старания государства по популяризации электрических автомобилей в стране можно считать проваленными. При мировой доле почти в четверть продаж от всех автомобилей, в сегменте электромобилей и плагин-гибридов Китай не дотягивает и до 10%. Но калифорнийский производитель уверен, что сможет продать в Поднебесной 30-35% от всех импортируемых из США автомобилей! Если так и будет, то Model S в этом году рискует стать самым продаваемым электромобилем в Китае. Рассчитывая на большой объем продаж, Tesla сразу обещает начать развивать в стране сеть своих суперзарядок и даже в будущем открыть в Китае завод, когда объемы продаж в стране будут требовать снижения издержек.

Но больше всего меня удивило то, что Tesla смогла в китайских судах защитить право на использование своего имени, которое занял местный сквоттер. Оказывается, в Китае иностранный бренд уже в состоянии защитить права на свой товарный знак.

Интерьер Tesla Motors с правым рулём
Такой примерно будет праворульная Tesla.

Закончу про Tesla новостью о том, что в марте начнётся производство праворульной Model S, а в апреле начнутся первые доставки покупателям. А там, глядишь, и не слишком радушный к электрокарам британский рынок проснётся из спячки. Кроме того, интригой остаётся то, как препарируют в Top Gear-е старшего брата Roadster-а, из которого в передаче сделали посмешище в далёком 2008-ом году.

Mitsubishi i-Miev
Единственный продающийся на сегодняшний день в России электрокар i-Miev.

На удивление, в январе была хорошая новость и местного, российского характера. Единственный официально продающийся в России электрокар, цена на который в 1.8 млн. рублей давно стала насмешкой над самой идеей электрического автомобиля, была снижена и сразу практически в два раза. Отмена с февраля 2014 года пошлин на электромобили (20%, отменена до конца 2015 года) плюс то, что с момента начала продаж автомобиля в России, Мицубиси ни разу не отразила снижение цены на этот автомобиль в Японии, США или Европе, сделали своё дело. Автомобиль подешевел до 1 млн. рублей. И хотя это всё равно много для такого мелкого авто, разница в цене налицо.

Отмечу, что у нас уже есть определённые подвижки в поддержке таких автомобилей: ещё раньше, до отмены пошлины, в Москве сделали пользование парковкой в пределах Садового кольца бесплатным для электромобилей, а некоторым людям такая льгота может сэкономить до 100 тыс. рублей в год. Даже две эти инициативы уже являются хорошим начинанием в вопросе популяризации электромобилей.

Audi Q8
Один из предполагаемых вариантов дизайна Audi Q8.

Ну и в завершении, новость пришедшая в самом конце месяца. Согласно источникам немецкого журнала AutoBild, в Audi работают над полностью электрическим SUV-ом Q8. Автомобиль, как ожидается, будет больше Q7 и стоить 100 тысяч евро. Но самое интересное то, что Audi обещает запас хода около 700 км (в европейском цикле NEDC), то есть автомобиль будет прямым конкурентом Model X, и обладать, скорее всего, батареей ёмкостью около 100 кВтч (моя оценка). Выпуск авто ожидается через 2-3 года в 2016-ом - 2017-ом году. Если автомобиль доберётся до серийного производства, то совсем скоро мы сможем узнать, реально ли конкурировать с Tesla-ой не обладая своей сетью быстрых зарядок.

Другой журнал, Autocar, подтверждает, что электрической Audi Q8 дали зелёный свет, но говорит уже о 600 км пробега в режиме NEDC. Электрическую трансмиссию SUV позаимствует у Audi R8 E-tron, который, напомню, серьёзно обновит свою "начинку" перед выходом в конце этого года. А ёмкость батареи Q8 составит не менее 80 кВтч.

На этом январский дайджест окончен. Ну как вам такой формат?

Оглавление статей на эту тему
Tags: tesla, дайджесты, плагин-гибриды, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments