zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Электромобили и плагин-гибриды: Часть 1B. Электромобили, которые продаются сейчас (конец 2013г.)

В этой части списка будут представлены электромобили. Так же в этот пост вошёл и один не совсем электромобиль - это BMW i3 с опцией Range Extender, который по сути является плагин-гибридом. Но я не вижу смысла дублировать информацию об этом автомобиле в обоих частях.

Я не буду определять каких-то чётких критериев по которым я включил автомобили в этот список. В Википедии, например, используют определение "электромобили которые способны передвигаться по шоссе", но мне очень хочется включить в список тот же Twizy, который формально вообще квадроцикл, а с другой стороны в той же статье полно "мусора", вроде автомобилей которые невозможно купить (но которые в какой-то период времени можно было взять в лизинг).

По автомобилям собрана та же информация, что и в предыдущем посте: тип, страны продаж, начало продаж, запас хода, расход по той же методике, разгон, цена, количество проданных автомобилей. Цифры продаж - на конец 2013 года.

Итак, все электромобили, которые можно купить в конце 2013 года:
renault_twizy smart-fortwo-ed bollore_bluecar
Renault Twizy
Nissan NMC
Smart Fortwo ED Bollore Blue Car
Тип: электромобиль, 6.1 кВтч Тип: электромобиль, 18 кВтч Тип: электромобиль, 30 кВтч
Страны: Европа, Япония Страны: Европа, США Страны: Европа
Начало продаж: март 2012 г. Начало продаж: июль 2012 г. Начало продаж: 2011 г.
Запас хода: 100 км (NEDC) Запас хода: 109 км (EPA) Запас хода: город - 250 км (NEDC)
шоссе - 150 км (NEDC)
Расход: 6.3 кВтч/100 км Расход: 19.7 кВтч/100 км
город - 17.3 кВтч/100 км
шоссе - 22.7 кВтч/100 км
Расход: город - 12.0 кВтч/100 км
шоссе - 20.0 кВтч/100 км
Разгон: 0-50 км/ч за 8 cек. Разгон: 0-60 км/ч за 5 сек.
0-100 км/ч за 13 cек.
Разгон: 0-60 км/ч за 6.3 сек.
Цена, от: $10 000 + $65/месяц Цена, от: $25 000 + $85/месяц
или $31 000 с батареей
Цена, от: $25 000 + $108/месяц
Продано, шт.: 12 000* Продано, шт.: 3 500* Продано, шт.: 2 600

Renault Twizy даже не является формально автомобилем, по документам это квадроцикл. Более того на родине, во Франции продаётся версия с придушенным двигателем, которая не разгоняется быстрее 45км/ч (обычный Twizy едет 80!), для управления которой не нужно иметь водительских прав. Тем не менее, я посчитал нужным включить его в список, потому что он хорошо продаётся, и он клёвый. Этот автомобиль практически переосмысление идеи кабриолета: ещё более эгоистично и открыто. У Twizy нет окон, хотя их можно установить (аксессуар), но они не будут открываться :)

В обычном Twizy 2 пассажирских места, хотя про заднее место все авто-издания пишут, что там может поместиться только ребёнок. Зато Renault недавно представил грузовую (!) версию Twizy, в которой появляется хоть какой-то багажник за счёт экспроприации второго места. А что, вполне вариант для тех, кто живёт один или для доставки мелких пакетов в крупных мегаполисах.

Хотя по стандартной европейской методике тестирования запас хода составляет 100 км, Renault обещает в реальных условиях 80 км, а в плохую погоду или если всё время жать тапку от них останется лишь 50 км. О Twizy писали практически все отечественные авто-издания: АвтоРевю, За Рулём, 5 колесо, МПС, и многие другие. Писали о нём даже блоггеры.

Smart Fortwo ED электрическая версия Smart Fortwo, в штатах стоит примерно на $10 000 дороже своего бензинового собрата ($25к против $15к), так же есть кабриолет ещё на $4 000 дороже. Электрическая версия Смарта интересна во-первых тем, что на таких автомобилях никто в здравом уме не ездит на сотни километров, а значит покупателей не сильно испугает ограниченный запас хода. Во-вторых, электрическая версия лишена многих недостатков, присущих бензиновой вследствие малых габаритов и тотальной экономии. Например, вместо тупящего робота, на электрической версии (как и почти на всех электрических автомобилях) устанавливается односкоростная коробка с фиксированным передаточным числом, а попросту - редуктор.

Как следствие, это уже третье поколение электрического Smart-а. Первое вышло в 2007-ом году, ограничилось лишь 100 автомобилями, предоставляемыми в лизинг, и имело в полтора раза менее ёмкую батарею. Второе поколение вышло в 2009, на этот раз автомобили уже свободно продавались, более того объем продаж более чем в два раза превысил ожидание производителя в 1000 автомобилей. Нынешнее же поколение всего за полгода превзошло по продажам два предыдущих. На русском языке я нашёл единственный тест-драйв этого поколения.

Bollore Blue Car производится и продаётся только во Франции, поэтому не удивительно, что за её пределами никто о нём ничего не слышал. Тем не менее внушительная по меркам электромобилей цифра продаж заставила меня посмотреть, что это за зверь. К сожалению, на сентябрь 2013 года из 2300 проданных автомобилей 2000 проданы в каршаринговый сервис Аутолиб (то есть самим себе). Тем не менее такая машина существует и продаётся, просто основной её рынок не продажи частным потребителям.

volkswagen_e_up fiat_500e chery_qq3_ev
Volkswagen e-Up! Fiat 500e Chery QQ3 EV
Тип: электромобиль, 18.7 кВтч Тип: электромобиль, 24 кВтч Тип: электромобиль, 9 кВтч
Страны: Европа Страны: США Страны: Китай
Начало продаж: октябрь 2013 г. Начало продаж: июль 2013 г. Начало продаж: март 2010 г.
Запас хода: 160 км (NEDC) Запас хода: 140 км (EPA) Запас хода: 100 км (Китай)
Расход: 11.7 кВтч/100 км Расход: 18.2 кВтч/100 км
город - 17.3 кВтч/100 км
шоссе - 19.5 кВтч/100 км
Расход: 10.0 кВтч/100 км
Разгон: 0-100 км/ч за 12.4 cек. Разгон: 0-96 км/ч за 9.1 сек. Разгон: макс. скорость 60 км/ч
Цена, от: $36 000 Цена, от: $32 000 Цена, от: $8 200
Продано, шт.: 1 200* Продано, шт.: 645 Продано, шт.: 11 000*

Думаю, уже стало понятно, что я отсортировал автомобили по их габаритам или просто по длине.

Volkswagen e-Up!. Сказать о нём особо нечего, потому что электромобиль только начал продаваться, но машины с электрическим приводом таких размеров очень не хватало в Европе, поэтому продаётся он очень неплохо. Сопоставимый бензиновый up! будет стоить около $19 000, так что покупателей не отпугивает даже такая разница в цене. Единственный сильный конкурент, наверное, Renault Zoe: BMW i3 дороже и крупнее.

Fiat 500e круто выглядит, едет гораздо динамичней своего бензинового собрата и, как и в случай со Smart-ом, лишен многих его недостатков. Но, к сожалению, Fiat не больно то верит в будущее электромобилей, и рассчитывает ещё лет 100 делать бензиновые или дизельные тарахтелки. Поэтому 500e выпустил, только для того чтобы соответствовать законам штата Калифорния, то есть 500e так называемый compliance car. Туда же заявления о том, что каждый проданный электромобиль приносит фиату $10 000 убытков.

На самом деле, с 2011 стоимость одних лишь аккумуляторов упала в два раза, а массовое производство может снизить себестоимость ещё больше. Но даже будучи на $10 000 дороже, он неплохо бы продавался в штатах, будучи представленным повсеместно. Сейчас же автомобиль продаётся только в одном штате, у ограниченного числа дилеров и время от времени поставляется очень маленькими партиями.

Chery QQ3 EV - самый популярный электромобиль Китая. Вот он такой, со свинцовыми аккумуляторами, и больше похожий на прилизанную инвалидку. По сути это такой сигнал, что средний класс Китая государственной поддержки электромобилей и плагин-гибридов практически не заметил. Хотя поддержка есть, и руководство страны постоянно делает заявления, что страна будет первой в мире по распространённости электромобилей, но воз и ныне там. Впрочем это уже тема для другого поста.

roewe_e50 mia_electric chevrolet_spark_ev
Roewe E50 Mia Electric Chevrolet Spark EV
Тип: электромобиль, 18 кВтч Тип: электромобиль, 8 кВтч
электромобиль 12 кВтч
Тип: электромобиль, 21.3 кВтч
Страны: Китай Страны: Европа Страны: США
Начало продаж: январь 2013 г. Начало продаж: 2012 г. Начало продаж: июнь 2013 г.
Запас хода: 180 км (Китай) Запас хода: 8 кВтч - 80 км (NEDC)
12 кВтч - 120 км (NEDC)
Запас хода: 131 км (EPA)
Расход: 10 кВтч/100 км Расход: 10 кВтч/100 км Расход: 17.7 кВтч/100 км
город - 16.5 кВтч/100 км
шоссе - 19.3 кВтч/100 км
Разгон: 0-50 км/ч 5.3 сек.
0-100 км/ч 14.6 сек.
Разгон: 0-100 км/ч за 34 сек. Разгон: 0-96 км/ч за 7.6 сек.
Цена, от: $38 000 Цена, от: $32 000 Цена, от: $28 000
Продано, шт.: 100* Продано, шт.: 770* Продано, шт.: 539

Roewe E50 это такое китайское супер-мини с европейским лицом. Британские журналисты, которым довелось протеститровать автомобиль, хорошо о нём отзываются, но супер-мини за почти $40к в Китае не особо выручают даже большие государственные субсидии. Хотя брэнд Roewe и был основан на том, что осталось от купленного у британцев MG Rover в 2005, и позиционируется в Китае как luxury.

Mia Electric. Такой французский мелкосерийный автомобиль. Благодаря своему воистину фундаментальному разгону до сотни, Mia Electric вошёл во все возможные рейтинги самых тормозных автомобилей в мире. Ведь он разгоняется до 100! Если бы скорость ограничили 90 км/ч этого успеха удалось бы избежать :)

Chevrolet Spark EV - очень интересный автомобиль южно-корейского производителя для американского рынка. 542 Нм момента, что как отмечают журналисты больше, чем у Ferrari 458 Italia. Разгон на уровне турбированных малюток, типа Fiesta ST, что выгодно отличает Spark EV от своего бензинового собрата. Кроме того удачно обыграна ненужная в электромобиле решётка радиатора. Сравните с тем, как дизайнеры Toyota RAV4 EV решили такую же задачу.

На данный момент продаётся только в США, притом является так называемым compliance car, и ареал его продаж не выходит за два штата: Калифорнию и Орегон. Воодушевляет лишь то, что у Chevrolet уже есть успешный опыт, правда не с электромобилем, а с плагин-гибридом Volt. Пока же руководство компании выпускает пресс-релизы о том, что они то собираются расширять продажи, то наоборот передумали и не будут ничего расширять.

Не опровергнуты пока только будущие продажи в Южной Корее. А отказ от европейских продаж вполне сочетается с тем, что Chevrolet в принципе уходит с европейского рынка под одноименным брендом. В США же, уверен, продажи будут расширены, как только наладится производство необходимого количества аккумуляторов.

Кстати об аккумуляторах: в автомобиле используются LiFePO4 батареи печально известной A123, точнее уже новой компании, в которую была преобразована последняя после банкротства. Хотя точно не известно, какого именно поколения аккумуляторы используются, в любом случае у них очень большой ресурс. Вопрос лишь в том, это 5 000 циклов до падения ёмкости на 20%, или 10 000. Можете заодно оценить, сколько это в километрах. Большой ресурс подтерждается и инструкцией компании, разрешающей неограниченное число "вредных" быстрых зарядок в день (за 20 минут от 0 до 80% заряда). Для сравнения, Nissan Leaf разрешает только одну быструю зарядку в день.

mitsubishi_i_miev baic_e150_ev bmw_i3
Mitsubishi I-Miev
Citroen C-Zero
Peugeot iOn
BAIC E150 EV BMW i3
Тип: электромобиль, 10.5 кВтч
электромобиль, 16 кВтч
Тип: электромобиль, 23 кВтч Тип: электромобиль, 22 кВтч
плагин-гибрид, 22 кВтч
Страны: Везде Страны: Китай Страны: Европа
Начало продаж: июль 2009 г. Начало продаж: 2012 г. Начало продаж: октябрь 2013 г.
Запас хода: 99 км (EPA) Запас хода: 140 км (NEDC) Запас хода: электромобиль - 190 км (NEDC)
плагин-гибрид - 170км (NEDC)
Расход: 18.8 кВтч/100 км
город - 16.7 кВтч/100 км
шоссе - 21.3 кВтч/100 км
Расход: 16.4 кВтч/100 км Расход: электромобиль - 12.9 кВтч/100 км
плагин-гибрид - 13.5 кВтч/100 км
Разгон: 0-100 км/ч 15.9 сек. Разгон: 0-50 км/ч за 6.6 сек. Разгон: электромобиль - 0-100 км/ч за 7.2 сек.
плагин-гибрид - 0-100 км/ч за 7.9 сек.
Цена, от: 10.5 кВтч - $25 000
16 кВтч - $29 000
Цена, от: $41 000 Цена, от: электромобиль - $47 000
плагин-гибрид - $53 000
Продано, шт.: 26 500* Продано, шт.: 1 200* Продано, шт.: 1 100*

Mitsubishi I-Miev (он же продаётся под брендами Citroen C-Zero и Peugeot iOn в некоторых европейских странах). Да, все предыдущие машины ещё короче. Первый автомобиль из перечисленных, который официально продаётся в России. И, до недавнего времени, единственный.

Как автомобиль от производителя, который серьёзно ставит на будущее электрического автомобилестроения, на i-MIEV легко отследить, насколько удешевляются компоненты электромобиля по мере увеличения масштаба производства и дальнейшего научно-технического прогресса:
В 2009 году он стоил $46 500, и продавался только флитам (в корпоративные автопарки).
С апреля 2010 цена упала до $40 000, и автомобиль стал доступен частным покупателям.
В июле 2011 года стоимость снизилась до $32 100, и добавилась версия с батареей 10.5 кВтч за $23 200.
В 2013 году цена была снижена до $29 000.

Но автомобиль уже старый, больной, и ни на одном рынке не продаётся хорошо. Что и говорить, когда новость о том что аж 90 i-Miev-ов умудрились продать за год в России попадает в международные новости в то время как в США за один месяц(!) в одном только городе могут продать почти 1000 Nissan Leaf--ов. Давно напрашивается обновление модели, которого Mitsubishi не обещает. И вроде тут же есть концепт CA-MIEV, характеристики которого на сегодняшний день уже не выглядят, как что-то концептуальное, и который хорошо бы выпустить на замену i-MIEV. Но пока новостей по этому поводу нет никаких.

BAIC E150 EV - это предыдущий B-Class Mercedes-а, выпускаемый совместно с китайцами, под китайским брендом. Его электрическая начинка совсем не такая, как в B-Class-е, который Mercedes будет выпускать совместно с Tesla Motors. Например, в качестве аккумуляторов использованы традиционные для китайцев LiFEPO4, да и вообще все электрические компоненты разработаны китайцами.

BMW i3 - безусловно, знаковый автомобиль в категории электромобилей и плагин-гибридов. Я сознательно написал "электромобилей и плагин-гибридов", поскольку он представлен и как электромобиль, и как последовательный плагин-гибрид, когда под багажником в нише устанавливается двигатель от скутера BMW с генератором, а в переднем отсеке для него устанавливается аж 9 литровый бак для бензина (опция range-extender).

Но знаковый он не по этому. Компания BMW серьёзно ставит на электромобильное будущее: построила новые заводы для сборки исключительно электромобилей и плагин-гибридов, и начала популяризировать другую технологию. CFRP, или углепластик никогда не применялся до этого в массовом автомобилестроении, а скорее был уделом супер-спорта типа Formula 1. Но чтобы снизить массу электромобиля, получающуюся достаточно большой из-за веса аккумуляторов, BMW вложилась в производство карбона в США, откуда его привозят уже на завод в Европе, и формуют кузовные панели на родине марки. Только в отличие от формульных болидов здесь не монокок, а алюминиевая рама, на которую крепятся углепластиковые панели. Кроме того в нём используются тонкие сиденья и другие новейшие технические решения, что вкупе с отсутствием центрального тоннеля и удачной компоновкой, делает автомобиль внутри гораздо просторней бензиновых одноклассников.

На модель, несмотря на достаточно спорный дизайн, уже оформлено большое число предзаказов, так что компания будет около года выходить на объем производства, удовлетворяющий спрос (называлась цифра в 30 000 автомобилей в год). Поэтому продажи BMW i3 в США, где автомобиль будет стоить от $42 000 пока отложены на 2015 год. Тем не менее автомобиль будет продаваться в РФ даже раньше (весной-летом 2014 года), чем в США, потому что мы практически Европа :) Об автомобиле уже активно пишут в российской прессе: Авторевю, Мотор, Drive.ru, Автопилот и другие автомобильные издания.

zotye_5008 renault_zoe honda_fit_ev
Zotye TD100 EV Renault Zoe Honda Fit EV
Тип: электромобиль, 32 кВтч Тип: электромобиль, 22 кВтч Тип: электромобиль, 20 кВтч
Страны: Китай Страны: Европа Страны: США
Начало продаж: 2010 г. Начало продаж: январь 2013 г. Начало продаж: июль 2013 г.
Запас хода: 200 км (Китай) Запас хода: 210 км (NEDC) Запас хода: 131 км (EPA)
Расход: 16 кВтч/100 км Расход: 14.6 кВтч/100 км Расход: 17.8 кВтч/100 км
город - 16.0 кВтч/100 км
шоссе - 20.0 кВтч/100 км
Разгон: 0-100 км/ч 13.7 сек. Разгон: 0-50 км/ч за 4 сек.
0-100 км/ч 13.5 сек.
Разгон: 0-96 км/ч за 8.5 сек.
Цена, от: $35 000 Цена, от: $29 000 + $106/месяц Цена, от: $37 000
Продано, шт.: 1 000* Продано, шт.: 8 700* Продано, шт.: 662

Zotye TD100 EV. Об этом автомобиле очень мало информации, известно лишь то что это SUV на базе Daihatsu Terios предыдущего поколения, выпускавшегося с 1997 по 2005 год под множеством назвний. SUV - это конечно звучит гордо, но надо понимать, что машина снята под выгодным углом, и реально она размером заметно меньше какого-нибудь Suzuki SX4, а будучи бензиновой в 2000 году комплектовался практически мотоциклетным двигателем в 659 кубиков.

Renault Zoe. Появившись в 2013 году, этот мини сразу стал очень не плохо продаваться. Хотя к концу года темпы продаж немного подупали. Тем не менее такой формат очень популярен в Европе, и вряд ли стоит ожидать потерю интереса к нему.

Смущает только аренда батареи, как и у всех электромобилей, производимых компанией Renault. Чем продиктован такой подход точно не известно: или это маркетинг, чтобы приблизить прайсовую стоимость автомобиля к бензиновому, или это пережиток активного сотрудничества с Better Place, когда существовала возможность установки станций быстрой замены батарей. В любом случае для многих покупателей это минус, да и машина из-за этого много теряет на вторичном рынке. Всегда лучше иметь выбор, как, например, и поступают конкуренты Renault: Smart ForTwo и Nissan Leaf, оба предоставляют возможность не покупать батарею, а взять её в аренду, но у вас остаётся возможность и купить её.

NEDC прогноз запаса хода выглядит несколько неправдоподобным, сама же компания Renault говорит о том, что в мягкую погоду реально батареи должно хватить на 150 километров, в холодную на 100 км. Автомобиль тестировали многие отечественные издания, например, некоторые из статей: в За Рулём, Авторевю.

Honda Fit EV. Беспроглядный compliance car. Продаётся только в Калифорнии, руководство американского подразделения Honda заявляло о том, что всего будет продано 1100 автомобилей, да ещё и продают его исключительно в lease за $359/месяц без down payment (с нулевым первоначальный взносом).

Скорее всего, Honda всё ещё грезит водородными автомобилями, ведь она когда-то одна из первых начала продавать свою Honda FCX Clarity. Хотя технически это тоже был lease, а не продажи, к тому же ещё менее массовый lease. Тем не менее руководство компании так и не определилось со своим отношением к будущим автомобильным технологиям. Компания не занимается серьёзно разработкой электрических автомобилей, а вроде как всё ещё собирается что-то "выжать" из водородных топливных элементов.

jac_j3_ev nissan_leaf ford_focus_electric
JAC J3 EV Nissan Leaf Ford Focus Electric
Тип: электромобиль, 19 кВтч Тип: электромобиль, 24 кВтч Тип: электромобиль, 23 кВтч
Страны: Китай Страны: Везде Страны: США, Европа
Начало продаж: 2010 г. Начало продаж: декабрь 2010 г. Начало продаж: январь 2012 г.
Запас хода: 180 км (Китай) Запас хода: 121 км (EPA) Запас хода: 122 км (EPA)
Расход: 14 кВтч/100 км Расход: 18.3 кВтч/100 км
город - 16.3 кВтч/100 км
шоссе - 20.6 кВтч/100 км
Расход: 20.1 кВтч/100 км
город - 19.1 кВтч/100 км
шоссе - 21.3 кВтч/100 км
Разгон: нет информации Разгон: 0-100 км/ч за 11.5 сек. Разгон: 0-100 км/ч за 11.4 сек.
Цена, от: $26 000 Цена, от: $29 000 Цена, от: $36 000
Продано, шт.: 4 700* Продано, шт.: 95 000* Продано, шт.: 2 500*

JAC J3 EV. Это уже третье поколение модели, хотя все поколения существовали примерно по году, и не понятно, отличались ли они хоть чем-то. В 2012 автомобиль был на втором месте по популярности в Китае, сразу после Cherry QQ3.

Nissan Leaf представлен вообще везде, кроме нашей любимой матушки-России. Например, недавно Leaf начали продавать в ЮАР. Leaf - самый продаваемый электромобиль в мире. Со дня на день он первый перемахнёт отметку в 100 000 электрических автомобилей, и пойдёт на вторую сотню. Текущий объем продаж - около 4 500 автомобилей в месяц.

Nissan делает серьёзную ставку на электрификацию. Для удешевления производства Leaf-а он локализовал производство как в Европе, так и в США. Как результат, цена на Nissan Leaf снижалась уже несколько раз. А сразу после появления он стоил около $40к. Кроме того в Европе, чтобы лучше конкурировать с Renault, Nissan предлагает аренду батареи с ежемесячным платежем, что заметно уменьшает первоначальную стоимость электромобиля.

121 км полученных по американскому рейтингу EPA - это средняя цифра между 100% зарядкой и 80%, рекомендованной производителем для увеличения ресурса батареи (многие электромобили используют такой способ увеличения ресурса, например, та же Tesla). Вообще, так как Leaf самый продаваемый автомобиль, и больше всего людей используют его, он даёт много данных о ресурсе и практичности массового использования электромобиля, правда на примере конкретной реализации. Например, о том, что высокие температуры для батареи Leaf-а гораздо вреднее низких.

О нём писали многие отечественные автомобильные издания, например Авторевю, Драйв.

Ford Focus Electric. Хотя электрический фокус представлен гораздо шире фордовских плагин-гибридов (он сразу появился в Европе), продаётся он гораздо хуже. Виной тому и высокая, по сравнению с конкурентами, цена, и довольно не примечательные характеристики. Хотя летом 2013 года Ford снизил цену на $4 000, предложения конкурентов выглядят более привлекательно. Тем не менее журналисты об автомобиле отзываются достаточно лестно.

byd_e6 toyota_rav4 renault_fluence_ze
BYD e6 Toyota RAV4 EV Renault Fluence ZE
Тип: электромобиль, 61.4 кВтч Тип: электромобиль, 41.8 кВтч Тип: электромобиль, 22 кВтч
Страны: Китай Страны: США Страны: Европа
Начало продаж: октябрь 2011 г. Начало продаж: сентябрь 2012 г. Начало продаж: 2011 г.
Запас хода: 300 км (Китай) Запас хода: 165 км (EPA) Запас хода: 185 км (NEDC)
Расход: 20 кВтч/100 км Расход: 27.7 кВтч/100 км
город - 27.0 кВтч/100 км
шоссе - 28.5 кВтч/100 км
Расход: 11.9 кВтч/100 км
Разгон: 0-100 км/ч за 15 сек. Разгон: 0-100 км/ч за 7 сек. Разгон: 0-100 км/ч за 13.4 сек.
Цена, от: $61 000 Цена, от: $50 000 Цена, от: $35 000 + $110/месяц
Продано, шт.: 3 500* Продано, шт.: 1 288 Продано, шт.: 3 700*

BYD e6 - самый интересный китайский электромобиль, который мог бы хорошо прижиться в такси и в корпоративных автопарках (заявленный ресурс батареи - 6000 циклов, за 400 000 км батарея теряет только 9% ёмкости) как в старом, так и в новом свете. Этому вполне должно было способстовать и то, что 10% BYD Auto принадлежит Уоррену Баффету, и многочисленные репризы компании на этот счёт, но к сожалению e6 так почти и не вышел за пределы Китая.

Компания неоднократно заявляла о том что цена будет снижена до $35 000 (первый раз аж в январе 2011 года), где ей и место, и где бы авто серьёзно конкурировал с более именитыми производителями. Тем не менее, цена так и осталась высокой. Сам же автомобиль в конце 2013 года начал таки продаваться во флиты (корпоративные автопарки) США и Великобритании, но частникам в Европе и США он всё ещё не доступен.

Toyota RAV4 EV - единственный электрический SUV на рынке на данный момент. RAV4 EV разработан совместно с Tesla Motors: аккумуляторы, мотор, управляющую электронику поставляет компания Элона Маска. Для Toyota это так называемый compliance car, с другой стороны это возможность изучить чужие технологии. Хотя и ходят утверждения, что компания продаёт её себе в убыток, даже если это правда, как владелец 2.4% акций Tesla Motors, Toyota может быть довольна :)

Всего будет выпущено 2 600 автомобилей, которые будут проданы исключительно в Калифорнии. Автомобиль достаточно практичен: по всем тестам и отзывам потребителей, запас хода намного превышает цифры EPA, и оказывается даже больше 200 км.

Renault Fluence ZE - самый крупный электрический автомобиль компании Renault с очень популярным в России, да и в некоторых других странах, кузовом седан. Проблема с этим автомобилем в том, что он был построен вокруг идеи существования станций быстрой замены разрядившихся батарей на заряженные совместно с компанией BetterPlace. Отсюда и аренда батарей: вам всё равно какую батарею вам поставят при замене, если она у вас в аренде. Когда BetterPlace разорилась в мае 2013 года, будущее модели стало под большим вопросом. С этого момента продажи Флюэнса упали почти до ноля.

Для начала планировалось открыть станции замены аккумуляторов в двух странах: Израиле и Дании. В Израиле успели открыть несколько станций, а в Дании уже нет. Именно в этих странах и зафиксирована большая часть продаж электромобиля. Как поступит Renault с моделью, да и с самой идеей замены батарей, пока не известно. Но есть шанс что она не станет хоронить модель только из-за этого, ведь обычная зарядка для Fluence тоже доступна!

Renault обещает 134 км запаса хода в нормальную погоду, и 85км в холодную. О машине писали в русской прессе: Авторевю, Драйв, За Рулём.

tesla_model_s
Tesla Model S
Тип: электромобиль, 60 кВтч
электромобиль, 85 кВтч
Страны: Везде
Начало продаж: август 2012 г.
Запас хода: 60 кВтч - 333 км (EPA)
85 кВтч - 424 км (EPA)
Расход: 60 кВтч - 22.2 кВтч/100 км
85 кВтч - 23.7 кВтч/100 км
Разгон: 60 кВтч - 0-100 км/ч за 6.2 сек
85 кВтч - 0-100 км/ч за 5.6 сек.
85 кВтч спорт - 0-100 км/ч за 4.4 сек.
Цена, от: 60 кВтч - $71 000
85 кВтч - $81 000
Продано, шт.: 25 150

Tesla Model S, если выбрать спортивную версию P85 с 85кВтч батареей, будет стоить $95 000, а если к ней натыкать все галочки опций, то стоимость достигнет все $130 000! Зато версия P85 разгоняется до сотни км/ч за 4.4с, и если сравнивать её с сопоставимыми по динамике автомобилями типа BMW M5, то ценник уже не будет так пугать.

У Model S совсем небольшой разрыв по расходу между движением по городу и по шоссе. Поэтому больше смысла было показать, насколько различаются версии с 60 кВтч батареей и 85 кВтч. Дополнительный вес 25 кВтч влияет на расход больше, чем скоростной режим.

В данный момент Тесла начинает продавать Model S в Китае (в Европе и США продажи уже идут полным ходом). Весь 2013 год производство Model S шло со скоростью, соотвествующей 21 000 авто в год, но недавно было увеличено до 600 автомобилей в неделю, что соответствует примерно 30 000 автомобилей в год. Отчётность компании за 4ый квартал подтверждает увеличение объемов: 6 900 авто было продано в 4-ом квартале 2013 года, что соответствует 27 600 Model S в год. Компания всё время удерживает производство чуть меньше спроса, продвигая экспансию на новые рынки, и только потом осторожно наращивая производственные мощности.

На домашнем рынке Model S чувствует себя вообще прекрасно, продаваясь лучше всех конкурентов: как немцев (Mercedes-Benz S-класса, Audi A8, BMW 7, Porsche Panamer-ы), так и японцев (Lexus-а). То есть речь уже идёт не о какой то маргинальной доле в часть процента, а о самом продаваемом автомобиле в своём сегменте!

Следующие автомобили я решил представить вне выбранного формата из-за малых тиражей:

SLS AMG Electric Drive - электрическая версия SLS AMG от Мерседеса. Стоимость в два раза дороже бензинового аналога - больше $500 000. Автомобиль интересен индивидуальным приводом к каждому колесу (мотор + редуктор на каждом колесе) и системой контроля тяги, которая реализует преимущество такого привода на каждом повороте. Разгон до 100 км/ч за 3.9 секунды, 60 кВтч батарея, моторы развивают совместно 740 л.с. и 1000 Нм. Резюмируя, ничего выдающегося, если сравнивать с бензиновыми спорткарами. На треке TopGear спорткар показал время худшее (01:21.7), чем его бензиновый собрат (01:19.0).

Если бы Mercedes поставил на него цену такую же как на бензиновый SLS AMG, вышел бы интересный эксперимент в ценовом сегменте спорткаров. Но Mercedes, видимо, оценил потенциальный рынок "штуки в три", и разделил на них всю стоимость разработки :(. В общем, если бы Tesla сейчас делала родстер, используя современные технологии, автомобиль вышел бы дешевле и быстрее.

Scion iQ EV - электрический кей-кар от Toyota, о котором написано больше статей чем будет сделано автомобилей: всего будет продано 100 электромобилей в США и Японии, из которых 30 уже произведено.

Volvo C30 Electric очень ограниченно продаётся только на своей родине в Швеции: за всё время с начала продаж в 2011 году нашли покупателей менее 100 машин. На этом автомобиле шведы пробовали установить отдельный обогреватель салона на бензине, о чём подробно писали в российской прессе.

Ну и в довершении хотелось бы обобщить данные по нынешним электромобилям:

Типичная батарея для электромобиля около 22 кВтч, и типичный запас хода около 130 км по циклу EPA. Кстати, любой электромобиль в городе имеет меньший расход, чем на трассе, в отличие от традиционных авто.

Продажи самой популярной модели (Nissan Leaf) вплотную подбираются к 5 000 штук в месяц (такая же цифра есть у плагин-гибридов, так что явного фаворита в состязании электромобили/плагин-гибриды пока нет).

Общее число продаж самой популярной модели (Nissan Leaf) достигло 100 000 проданных авто.

Оглавление статей на эту тему
Tags: электромобили, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments