zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Чего я жду в этом году

Главным образом речь об электромобилях и космосе, конечно. Раз уж я умудрился написать этот пост только в апреле, часть событий уже произошло, но лишь малая часть, всё самое интересное будет во второй половине года или уедет на следующий, чего не очень то хотелось бы. С того, что уже произошло и начну.


Историческая посадка б/у Falcon 9.
Саму посадку, правда, зажевало.


Космос. Повторный запуск Falcon 9. Не было никаких сомнений, что это произойдёт, но ракеты, сука, штука опасная, о чём напомнил взрыв в сентябре 2016 г. на стартовой площадке. После этого неудачи обошли SpaceX стороной и вот, наконец-то повторный запуск. Полная расшифровка брифинга после запуска и первой успешной посадки б/у ступени есть у ecort, я же выделю то, что мне наиболее интересно. Меняли на ступени всё, что вызывало малейшие вопросы, но не трогали базовые компоненты типа двигателей, корпуса и т.д., в основном это были вспомогательные компоненты. Цель - инспекция за 24 часа без замены компонентов вообще. Само собой, версия ракеты 2016 года требует каких-то изменений (незначительных) для этого, и их воплотят в железе в Falcon 9 Block 5, которая придёт на смену текущей версии во второй половине этого года. В числе изменений, например замена "плавников", которыми ракета тормозит об атмосферу с алюминиевых на титановые. Кроме того, как я понял, Block 5 получит улучшение технических характеристик, в том числе массы выводимого груза. Кроме Block 5 интересна статистика, которая будет появляться по переиспользованию, каков будет промежуток между запусками одной и той же ступени, и сколько б/у ступеней удастся запустить.

24 часа на яву мы, конечно же, не увидим, хотя бы потому что только баржа плывет до берега дня два, но косвенно об улучшении этого параметра будет понятно. Достигнуть этой цели Маск обещает к концу этого года, началу следующего. С этого момента можно будет говорить о том, что запуски б/у начинают приносить прибыль компании и отбивать вложенное в R&D. Илон говорит о том, что на R&D потратили 1 млрд долларов, цифра выглядит очень приближённой и даже завышенной, с учётом того, что без оплаченной нагрузки ракеты практически не летали (но есть фонд заработной платы, оборудование и потери от неудач). Дальше Маск говорит о том, что рассчитывает снизить стоимость ракеты, 3/4 её стоимости на порядок. То есть, грубо говоря $60 млн запуск, из них $40м ракета, $30м сокращают до $3м, то есть $60м -> $33м. По скидке достоверных сведений нет, где-то речь шла о 10%, то есть если на новой ракете маржа сейчас например $6м, к концу этого года, началу следующего на б/у ракете маржа станет $20м. Пока Китай и Индия не начнут демпинговать стоимость запуска, понижать цену смысла мало. Когда это начнется, снижать цену опять же будет куда, технологически обе страны отстают.


Массовый спутниковый интернет может умереть на стадии бизнес-плана.


Но мне интересен другой вопрос: даже если выйти на 10 б/у ракет в год, что довольно оптимистичная цифра для ближайших нескольких лет, R&D придётся отбивать минимум 5 лет. С другой стороны никому прибыли не надо, и все эти деньги пойдут на новое R&D. Но очевидно становится следующее: SpaceX нужно много запусков. Заметно больше, чем сейчас. Если посмотреть статистику, коммерческий сектор в космосе особо не растёт, и снижение цены на проценты его явно не подтолкнёт. SpaceX итак уже первый по запуском для коммерческого сектора, а государственные и военные запуски все реализуют обычно своими силами в отрыве от экономических аспектов. Идея Маска с интернетом не выглядит экономически прибыльной, большая часть платёжеспособного населения сидит на кабеле и на хорошем мобильном интернете. А без увеличения рынка сбыта SpaceX не вырастет до того, чтобы обеспечить марсианскую программу Маска. Это проблема не этого года, но решать её ему как-то надо будет.


Боковые бустеры на первом запуске Falcon Heavy
будут б/у Falcon 9 и их будут возвращать.


Кроме Falcon 9, естественно, интересен будет первый запуск Falcon Heavy. Программу откладывали, переносили в том числе и из-за сентябрьских событий, но сейчас всё идёт по плану, и в конце лета ракета должна полететь без оплаченной нагрузки. Будут использоваться 2 б/у первые ступени и одна новая, все первые ступени будут возвращать на разные площадки, кроме того изучается возможность спасения второй ступени. В общем, это будет очень интересно, такое нельзя пропустить. Кроме того на последнем запуске началось изучение спасения обтекателей, эта штука оказывается дико дорогая, $6м, одну половинку смогли найти, вторую, видимо, проебали. Реально ли его будет переиспользовать, пока не ясно. Я думаю, информация об этом тоже будет появляться в этом году.


На каких заказах Безос будет окупать New Glenn?


Больше по SpaceX, наверное, в этом году ничего не ожидается. Virgin. Восстановили утраченный самолёт, неспешно проводят его испытания, всё очень долго и пока без видимых результатов. Давно не жду, что Брэнсон нас удивит. ULA - движутся по проторенным дорожкам, не сильно интересно. Безос может удивить. Он не слишком разговорчив, но движется уверенно вперёд, и недавно показал, как будет выглядеть модуль для космических туристов. Тех самых, что будут летать на несколько минут на высоту 100 км. У Безоса идёт разработка New Glenn, огромнейшей дуры, которую непонятно какими заказами он будет нагружать, но у него есть деньги и он движется вперёд. В общем, от Безоса наверняка будут сюрпризы, и это круто. Китай пока проходит все этапы, что проходили космические державы, Россия и США, ничего особо интересного, кроме того, что китайцы теперь и космос могут. У нас пока тоже ничего интересного.


Можно ли смириться с цифровым спидометром где-то справа снизу?


Электромобили. Тут опять начну с детища Илона Маска, потому что прояснилась часть моментов. Речь идёт, конечно, о Tesla Model 3. Итак, главное, HUD-а не будет, приборки не будет, только центральный монитор. Но обещают, будет удобно. Ну не знаю. Напомню, когда я прокатился в Model S, мне немного не понравилось, что тяжело понять, сколько машина сейчас едет, не посмотрев на приборку. А здесь и приборки не будет. В принципе, как-то можно скрасить картину до появления хорошего автопилота, сделав, например, ограничение скорости по знакам + настраиваемое превышение - так как сейчас сделано для автопилота, только чтобы включалось и без автопилота, и было доступно в машине сразу. Ну и на всякий случай, всё что дальше половины нажатой педали даёт это ограничение обойти. Или что-то в этом духе. Как окажется в релизе, я не знаю, но пока новость радует только экономией очередного компонента.


Release candidate Tesla Model 3.
Обратите внимание, как изменился перед машины.


По Model 3 больше ничего сильно интересного, кроме того, что сначала будут выпускаться самые простые версии, и только потом два мотора, performance версия, вот это всё. А ну и хинт про Model Y - компактный кроссовер, меньше Model X, в том же сегменте, что и Model 3, видимо, со схожей, слегка большей ценой, только кроссовер. Буквально вот на днях будут открыты новые подробности насчёт него, выпуск ожидается в 2019 году, не скоро. Машина должна быть очень похожей на Model 3, хотя в ней уже и обещают летающие двери, как в Model X. Многое станет понятно, когда нам покажут финальный образец Model 3. Когда первый покупатель получит свой автомобиль? Ну и главная интрига, сколько экземпляров отгрузят до конца года. Хотелось бы, чтобы это было хотя бы 50 000.


В планах компании в этом году проложить
несколько зарядных тропинок в Восточной Европе.


В этом же году ждём прихода Tesla Motors в Россию. По Model S и X, ничего особо интересного, Performance версии со 100 кВтч батареей бьют рекорд за рекордом, а не perfomance вышла прекрасным дальнобоем. Вряд ли нас ждёт что-то сильно интересное на этом поле. Зарядная сеть расширяется и в этом году должна выйти за 1,000 станций. Интересна прежде всего Восточная Европа, но там пока зарядки очень точечны.


Пока Tesla не может похвастаться какими-то автоматическими
супер-фичами, и из 8 камер задействуются только 2.


Главный же интерес помимо Model 3, это автопилот и автоматические зарядки. Напомню, до конца года Маск обещает показать пробег Model S на автопилоте от побережья до побережья США, притом все зарядки должны произойти автоматически. И если в возможность добить где-то разрабатываемую в недрах компаний автоматическую зарядку до конца года, и поставить её на 20 станциях, я ещё верю, то автопилот после разрыва с Mobileye явно буксует. Напомню, разрыв произошёл осенью, то есть прошло где-то полгода. За полгода Tesla самостоятельно приблизилась к тому что было сделано с Mobileye, но немного отстаёт. Как только автопилот догонит старую версию по функционалу, должны начать появляться новые фичи, в том числе такого уровня, чтобы доехать от побережья до побережья на автопилоте. Пока ничего нового в дополнение к старой версии нет. Разрыв уже минимален, и думаю летом мы уже увидем что-то новое. Демонстрация же явно съедет на декабрь, да и будет проведена на софте, который к тому моменту ещё не выкатят на серийные автомобили (это мне всё Ванга подсказала). При всём при этом автопилот точно получит за год какие-то интересные дополнения, которые я буду с интересом ждать. Когда там уже появится действительно интересный функционал сверх текущего, обязательно найду и возьму в прокат машину со второй версией автопилота, и попробую, что получилось, это очень интересно. От первой версии мои впечатление - стабильно, функционально, но без ВАУ. Я надеюсь, в конце этого года, в крайнем случае, в начале следующего, появится уже что-то, что будет сильно лучше того, что есть на ряде автомобилей конкурентов.


Nissan показал крутой концепт 2 года назад, но сколько деталей
из него перекочует в серийный авто за $35k?


По Тесле, наверное, всё. Nissan обещает показать новый Leaf в конце года. Есть очень крутой концепт Nissan IDS ещё 2015 года, который, какие-то решения которого обещают воплотить в новом Leaf и плюс, конечно, увеличение батареи до 60 кВтч. Пока появляются фотографии будущего Leaf-а только в камуфляже, под которым тяжело угадать, насколько удачным получится обновлённый электромобиль. Ситуация с Chevrolet Bolt показывает, что очень тяжело продавать электромобиль за $35k с внешностью автомобиля за $15k. Кроме того, на автомобиль давит скорый выход Model 3, который смотрится на свою стоимость, и единственный имеет доступ к самой быстрой зарядной инфраструктуре. Я уверен, что у Bolt-а даже с такой внешностью продажи тронутся, может не хватает маркетинга, может ещё какие-то проблемы, но пока не разлетается, как горячие пирожки. В любом случае, Nissan обещает выглядеть интересней, да и Leaf уже известен многим. Ждём!


Медиа и управление ещё явно не готовы, но внешне
первый электромобиль от Jaguar просто огонь!


Кроме того, уже давно пора увидеть что-то интересное от традиционных производителей авто. Nissan, в принципе, к ним относится, но он уже очень серьезно занимается электромобилями и является одним из лидеров сегмента. Я же имею ввиду прежде всего всех остальных, и тут сюрприз обещает преподнести Jaguar. 90 кВтч батарея, внешний вид уже давно показан, ждём прежде всего цены, которая должна быть меньше, чем у Model X, и обзоров, что у них получилось. Хотя Jaguar и развёл его с Model X, и ценой и размером, электромобиль позиционируется близко к Model X и неизбежно все будут сравнивать с ним. Если у меня будет возможность взять его в прокат, тоже обязательно попробую, но, боюсь, автомобиль появится только в следующем году. Кроме того, кто-то ещё может преподнести сюрприз, и прежде всего хочется увидеть серьезных электромобилей от традиционных производителей. Для стартапов, как мне кажется, в сегменте личных автомобилей уже слишком поздно, и вряд ли кому-то удастся повторить успех Tesla Motors, но чем чёрт не шутит?


Видя плотность быстрых зарядок в странах, где электромобили
активно развиваются, хочется уронить слезу на карту России.


Давно пора увидеть какие-то подвижки у нас. Когда читаешь новости про Украину, даже обидно что в небольшой братской стране электромобили развиваются лучше, чем у нас, а от сравнения карт быстрых зарядок можно заплакать. У нас за развитие зарядной инфраструктуры топят энергетики, они же единственные, кто обеспечивает заказы на разработку мелких серий электромобилей у ГАЗ и ВАЗ, в общем, когда-то это должно стронуться с текущего состояния, и я думаю уже в этом году будут какие-то заметные подвижки. Кстати, даже умерший Лиотех уже ожил.


Несколько лет назад китайские электромобили
начинали делать примерно так же.


США, Европа - эволюционный рост, Япония такой же боковичок, а вот Китай в этом году будет интересен. В прошлом они побили все рекорды, купив подключаемых автомобилей практически столько же, сколько весь остальной мир (с коммерческим транспортом, так, наверное, и больше половины от мирового), но с этого года в стране уменьшили в два раза одну из самых значительных субсидий. А ими там обложены производители по уши, именно поэтому практически никаких китайских электромобилей за пределами Китая не продаётся. Хотя, возможно, часть господдержки можно получить и на экспортированный электромобиль, но пока кроме электробусов BYD и очень малого числа электромобилей BYD e6 по цене Tesla за пределами страны ничего не видно. Так вот, после понижения субсидий был просто мертвейший (для объемов Китая) январь, в феврале дела были уже получше, что будет дальше, мы увидим. В принципе, Китай может показать такой результат, что мировые продажи подключаемых автомобилей в этом году окажутся меньше, чем в прошлом, результаты продаж в стране колоссально зависят от политики властей, намного больше, чем в любой другой стране, таких субсидий нет нигде. Поэтому, я буду пристально следить за Китаем.


Электрический портовый тягач от BYD.


Кроме того, Китай больше всех развивает крупный электрический транспорт, речь идёт уже не только об электробусах, которые заняли 20% рынка автобусов в стране, но и о другом коммерческом транспорте, технике для коммунальщиков, специализированной технике, например, портовых тягачей, для которых и другой техники, BYD, например, уже построил небольшое производство в США, и если не ошибаюсь, аналогичное уже где-то в Европе. Электрическая экспансия в такого рода транспорт не начата ещё толком ни кем, кроме китайцев, так что расти можно в разы на текущем спросе. Возможно, даже здесь ещё есть место для каких-то стартапов. Хотя некоторые первопроходцы уже успели и начать, и сделать, и обанкротиться.


Tesla GT на треке. Выглядит заметно быстрее, чем Formula E.


Ну и завершу тему электромобилей спортом, автогонками. Formula E вот-вот получит в два раза увеличенную батарею, я не уверен, в этом или в следующем году, пока данные разнятся, но вместо того, чтобы вложить всё в дурь, уберут смену автомобилей посередине. Меня смена пилотов никак не напрягала, но смотреть столь нединамичную гонку нудновато. И хотя каждый год разрешенную мощность увеличивают, батарея при этом больше не становится. В общем, Formula E пока ещё не очень увлекательное шоу, зато вместе с ней будет проходить Roborace на разогреве. Гонку организовывает наш лондонский соотечественник, гонка будет беспилотной, пока идут тесты, нет ещё финальных машин в железе, только показали прототип, но это должно быть очень интересно, потому что будут абсолютно одинаковые машины на разном софте подготовленном командами. Жду развития, всё что пока есть, собрано на этой странице и в википедии. Другая серия на одинаковых машинах начнётся в августе, это будет монокубок на подготовленных Tesla Model S, Electric GT. Выкинули P85+ которую показывали вначале, сделали всё на P100DL, выкинули мусор из машины типа сидений, облегчили, укрепили, есть машины, всё очень скоро, я, надеюсь, будет гораздо динамичней, чем Formula E, и всё это, напомню, с 12 августа.
По электромобилям, в принципе, всё.


Если законодательно не удаётся пробить доставку по воздуху,
может проще будет это сделать по земле?


Остальное. Буду следить за дронами и наземными экспериментами с доставкой. Оба варианта активно развиваются многими компаниями и для обоих вариантов чуть ли не главное препятствие на пути это legal, законодательное разрешение. По возобновляемой генерации всё вышло на оочень эволюционную прямую, интересных новостей ждать не приходится. Ну, и, конечно, технологии аккумуляторов, от развития которых с каждым годом зависит всё больше и больше новаторских решений. Здесь остаётся надеяться, главным образом, на какие-то сюрпризы, потому что на лабораторном уровне разработки уже есть, а в железе буксуем лет 5 по удельной ёмкости. Каждый год хочется надеяться, что сейчас это сдвинется. Ванга мне сказала, что в этом году будет 300 Втч/кг с нормальным ресурсом, посмотрим, угадает ли она. На этой позитивной ноте и закончу.
Tags: formula e, tesla, возобновляемая энергетика, космос, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments