zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Что нового в электромобильном мире за прошедший год

Не буду писать что-то основательное, но по главным событиям последнего времени пройдусь. Как правильно заметил max_andriyahov всё будет гораздо скучнее: "всё то же самое, только чутка быстрее, выше, сильнее" - что росло продолжит рост, что загибалось - ускорится в направлении кладбища. Новости, конечно, есть, что-то происходит, но развитие чисто эволюционное. Большие изменения видны только, если оглядываться лет на пять назад.


Демонстрация будущих возможностей автопилота Tesla на новом железе.


Tesla. Немного недобрала до плана по продажам, но отставание на месяц-два максимум. Нормально отмасштабировала производство Model X, хотя пресловутые двери всё так же добавляют проблем и без того не самым надёжным автомобилям. Кстати, пару недель задержки в производстве можно списать на переход на вторую версию железа для автопилота. Такие машины поставляются с ноября. Пока, к сожалению, софт для него еще не дотянул по функциональности до версии на предыдущем железе, но компания обещает, что он сможет полностью автоматически ездить уже в этом году. Автопилота 5-го уровня автопилота мы, конечно, не увидим к концу году, но, уверен, возможности будут уже намного интереснее, чем в текущем автопилоте.

Суперарядки становятся платными для новых автомобилей Tesla, цена примерно как из розетки. Нормальный ход, хоть какое-то закрытие убытков с суперзарядок, а с учётом цены, негативная реакция должна быть минимальной. Тем более, скоро выйдет Model 3, которой должно продаваться на порядки больше. К Model 3 сейчас перейду, но закончу про суперзарядки: сеть растёт, но скорость немного замедлилась, 219 суперзарядок за 2016 год против 257 за 2015. Интересного развития за пределами самых платёжеспособных регионов мало, Восточная Европа всё так же с единичными зарядками, сделали коридор в Австралии на 1600 км, покрывают юг Западной Европы, кому интересно подробнее, хорошая карта со статистикой здесь. В этом году должны дойти по числу станций суперзарядок до 1000 и двигаться дальше. Сами станции становятся крупнее, так в Норвегии поставили 20 зарядок на одной из недавно открытых.



Зарядок много не бывает.


Model 3. С одной стороны вроде всё успевают и есть даже уверенность что действительно первые автомобили уйдут покупателям уже в этом году. На Gigafactory начали производить 21700 элементы (кстати, почти наверняка на них сделают батарею для обновленных S/X в 2018-ом с большим запасом хода). Пока аккумуляторы производят для Tesla Energy, но с середины года начнут производить и для Model 3 с другой химией. Даже Morgan Stanley, на который любят ссылаться свидетели макаронного обмана Маска, повысил свои ожидания по компании и сменил их на позитивные. На основании успешного следования планам. Но, финального интерьера так и не показали, будет HUD или будет приборка, есть ли жизнь без традиционных воздуховодов, и другие вопросы остаются открытым. Радует только то, что кроме интерьера с учётом опыта компании, проблем должно быть гораздо меньше, чем на запуске Model S и Model X.


Один из ответов на вопрос, почему Tesla покупают уже давно не гики.


Ну и закончу про Tesla достижениями их автомобилей. Последнее обновление в прошивке улучшило разгон Model S P100D, и теперь 60 миль в час (96 км/ч) машина набирает меньше, чем за 2.4 секунды. Оригинальная Model S, вышедшая пять лет назад в топе разгонялась за 4.4 секунды. Представленная недавно Model S 100D, более тормозная чем P100D, в рамках достаточно реального цикла EPA получила запас хода 539 км и разгон как у топовой Model S'2012. В 2012-ом максимум был 426 км. Медленно, но верно запас хода приближается к ДВС.


Lucid Air будет(?) состязаться с Tesla более люксозным салоном.


В конце года начали появляться "убийцы Tesla" и все они так или иначе связаны с китайской компанией LeEco и собираются производить свои автомобили в США. Так, Faraday Future пообещал более быстрый разгон у своего будущего авто FF 91, правда, через месяц после презентации он уже не был более быстрым, с той разницей, что Tesla можно пойти и купить. Обещал и космический автопилот, даже прикрутил лидар для этого, правда не понятно как без миллионов километров испытаний и лет разработки, он окажется лучше. Короче всё лучше, цена в два раза больше, дизайн такой, что автомобиль выглядит на своём месте только на вулканических пейзажах Исландии. Презентовали авто с салоном в разработке, получили 60 оплаченных предзаказов и сейчас упоминаются только в новостях о том, что у них нету денег. Другая "убийца", Lucid Air, находится не в более понятном положении, но тоже вряд ли доживёт до серийного производства. Вообще, странная попытка сделать убийцу Tesla, в последнюю вложены годы разработки и улучшений, и чтобы там такие компании не сделали, их детища будут неизбежно сравнивать с автомобилями Tesla, и прийти и так с нуля сделать что-то лучше практически невозможно. При этом, всё ещё остаётся куча ниш, где нет такого сильного конкурента: электрический компактный городской кроссовер, спортивное купе, куча ниш в коммерческой технике, но зачем-то надо лезть в самое пекло. В лоб нормально сможет конкурировать только старая гвардия: Mercedes, Jaguar, Audi и т.д.


Chevrolet Bolt, почти 400 км за $37,500 до господдержки.


От традиционных автоконцернов главной новинкой стал Chevrolet Bolt. Много уже про него везде написано, меня же смущает два момента. Первое: почему такой страшный. Проведите голосование, Tesla Model 3 и Chevrolet Bolt при одинаковой цене - результат будет очевиден. Нормальный дизайн - это возможность продать более дорогой, чем авто с ДВС, электромобиль. И тут всплывает второе: а так ли хочет Chevrolet продать как можно больше Bolt-ов? Нет, я не говорю, что они сделали его специально таким страшным, чтобы он хуже продавался. Скорее, не постарались сделать его другим. И он даже будет продаваться в Европе (под названием Opel Ampera-E), что намекает, что он не совсем compliance car. Кстати, Chevrolet Spark EV всё, милый был электромобиль, правда не продавался при этом нигде. Но, вернемся к Bolt-у (так и тянет по-русски написать), источники утверждают, что Chevrolet теряет $9,000 на каждом автомобиле, и что машина сделана, чтобы "показать, что мы можем". Тут же и медленное развертывание даже в пределах штатов, и не раз звучавшие цифры 20,000 - 30,000 автомобилей в год, правда потом сказали, что могут и 50,000. Что тоже крохи, в 2-3 раза более дорогую Model S уже продают в таком объеме. Тем не менее, машина уже продаётся, 2,000 машин дошли до покупателей. От $37,500, почти 400 км запаса хода (383 км по EPA), новая веха, спустя 5 лет после появления Model S. Теперь электромобили с нормальным запасом хода дешевле $40k, это уже факт.


Bjorn просто в восторге от Hyundai Ioniq.


Как-то совсем незаметно прошло обновление Renault Zoe, самого продаваемого электромобиля в Европе. Теперь у Zoe 41 кВтч батарея против 22 кВтч в оригинальном исполнении, вышедшем в самом конце 2012 года. Машина поставляется с октября 2016 года, но доступна ещё не на всех рынках Европы. Цену с включенной батареей нашёл только в Нидерландах, от €32 000, реальный запас хода около 300 км. В минусах отсутствие хоть какого-то стандарта быстрой зарядки. Тем не менее, это заметный шаг вперёд. Вперёд шагнули и BMW i3 с новой 33 кВтч батареей и Leaf с 30 кВтч. Так же можно отметить Hyundai Ioniq EV, пусть и 28 кВтч, но уже 200 км в американском EPA цикле. Как они сумели добиться меньшего расхода, чем супер-облегченная BMW i3, с углепластиковым кузовом и алюминиевой рамой, не применяя таких технологий, для меня всё ещё загадка. Видимо, им удалось добиться большей эффективности от электрических компонентов. В целом, Ioniq EV получился очень продвинутым, есть даже подруливание при наличии разметки, почти как в Tesla Model S с автопилотом, и это всё в машине за, предположительно, $35k. Это показывает минимальный уровень для машин, которые будут выходить дальше.

Вроде, ничего интересного не пропустил, о том, что будем ждать в этом году напишу попозже отдельный пост. Что касается продаж, я написал в прошлом посте, меня в них больше всего поразило то, как ударно китайцы переходят на электроавтобусы. Кстати, туда же движется и коммунальная техника в Китае. Этот год обещает быть интересней, надеюсь, не подведет.
Tags: tesla, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments
"219 суперзарядок за 2016 год против 257 за 2015"

А где-нибудь можно увидеть статистику по именно зарядкам, а не станциям? Раз они становятся больше.
И статистику использования.

zilm

February 4 2017, 12:38:44 UTC 2 months ago Edited:  February 4 2017, 12:39:19 UTC

на оф сайте есть
"800 Supercharger stations with 5,121 Superchargers", 6.4 в среднем
сейчас поищу я несколько месяцев-год назад упомянул их цифры
Ещё на supercharge.info есть вкладка Data, там Stalls для каждой станции
вот оно: http://zilm.livejournal.com/343270.html
500 станций, 2818 зарядок, то есть 5.6. Плюс, можно добавить, что старые они пока почти не обновляют то есть это увеличение среднего за счёт новых с большим числом стоек идет, в основном.

По использованию давно цифры не попадались, раньше время от времени постили скрины из некого HQ со статистикой, сто лет не видел.
Спасибо. Приличное изменение среднего, видимо все новые станции имеют большее количество зарядок.
Ну не все, если так по списку смотреть, там есть какие-то смешные на 2 стойки в Японии. Но среднее растёт, факт. Ну и модел3 уже явно маячит, там другие масштабы нужны, видимо, в компании это понимают.
А почему всех так прёт от этого автопилота, я вот например не готов ему руль доверить, ибо в любой момент может Винда слететь и поминай как звали )
Пока всё равно необходимо следить один фиг, ну и зависоны именно во время движения редкое явление.
А так удобно же, какой кайф ездить по многополосным прямым дорогам, а так включишь и будет ехать.

Кстати, гугль недавно свою статистику обнародовал за 2016 год: 1 вмешательство оператора на 8000 км, в 2015-ом было одно на 2000 км. Если техника такого уровня дойдет до серийных автомобилей, добавить сюда ещё высокую безопасность той же Tesla, и в принципе не так и страшно. В конце концов, кому вы доверяете больше, какому то левому таксисту или софту, который вылизывают уже больше пяти лет и пучку датчиков?
Я пока не вижу причин для того, чтобы сменить ДВС на батарейку, не вижу преимуществ, да и без автопилота я вполне справляюсь, адаптивного круиз-контроля мне вполне достаточно
Ну кстати, судя по тому в насколько дешёвые машины пробирается уже автоматическое подруливание, скоро чисто адаптивный круиз не будут ставить, везде будет с подруливанием.

Ну и электро понятно ещё не в масс-маркете. Если не Model S и не Model X, всё остальное пока для энтузиастов и тех рынков, где обложено субсидиями. А $100k за машину отдавать, это надо в одном проценте быть :)
В Европе владельцам батарейки наверняка есть льготы по дорожному налогу, а вот про российские реалии я не в курсе, хотя у невестки был Лиф, но она его через месяц продала
Где как тоже. В Германии, например, год назад только скидку сделали до 4k евро покупателю (половину государство даёт, половину сам производитель), и на продажах это практически никак не сказалось.

Ну вот сколько стоит трёхлетний, например Leaf, да, немного, главная проблема в запасе хода и межгороде. Они что-то не сильно торопятся увеличить запас хода, только на 40 процентов увеличили, но всё это как и у всех, без повышения цены. Через пару лет дойдут до уровня того же Bolt-а, ещё 3 года чтобы он стал б/у, вот получается минимум году только в 2022-ом за такие деньги можно будет взять 300 километров на электричестве. Но это уже намного интересней, чем то, что есть сейчас. За больше денег будет раньше, конечно.
Я читал мнение недавно: Вся эта гонка вооружений батареи обьясняется range anxiety, конечно. То есть застрять на дороге страшно, да и хочется знать, что на машине, за которую отдал килограмм денег, можно уехать дальше чем только на работу. Практически же очевидно что запас хода в пятьсот миль нужен далеко не всем. Так вот есть мнение что по мере распространения быстрых электрозаправок, и постепенного привыкания к образу езды на электромобиле, эта страшная необходимость иметь запас хода в 500 миль постепенно уйдет как нерациональная и Тесла будет продавать больше 60квт-ч машин, чем 100 квт-ч машин.
Теоретически как бы да, но это из цикла, что все внезапно всё поймут и сами пересядут на общественный транспорт. Сто лет так не было и не будет. Другое дело, что где-то это должно будет остановиться. Мне кажется что-то типа 150 кВтч для Model S и 200 кВтч для Model X. Ну и конечно уже каждые следующие 10 кВтч менее ценны для потребителя. Блин 539 км текущих в топе, это 400+ км ни в чём себе не отказывая, куда уже больше. Даже на длинные перегоны уже вполне комфортно.
539 км это круто, но цена, сэр! Я все 100 косарей никак не найду на Теслу, уже все карманы перепроверил. Если бы суперчарджеры были на каждом углу, а цена Теслы с 50квт-ч была в два раза ниже чем с 100 квт-ч, я бы может и решился на машину с маленькой батарейкой. А так все складываю, вычитаю- херня получается, лучше двс брать как ни крути.
Кроссовер на базе модел 3 был бы хорош. От 41к например с 60кВтч батареей.
Ога.
А вот это интересное заявление
http://insideevs.com/elon-musk-tesla-model-s-model-x-battery-capped-at-100-kwh-model-3-to-be-lower/
Почему он так говорит, или почему он так хочет, в принципе, понятно. Как окажется на самом деле - посмотрим. В любом случае, явный знак что рост емкости должен замедлиться.
самый кайф будет по пробкам - так и так ползет...
Круто!
А вы бы сами купили "электромобильчик" за 4M с лишним, когда за эту сумму можно купить огромный дизельный X5?
Chevrolet Bolt точно бы не купил, с нормальным дизайном, да, почему нет.
Ок