zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

VR

Купил несколько месяцев назад Gear VR. Хотел купить беспроводную зарядку к телефону, но пока читал описание на амазоне, выяснилось, что мой телефон не тянет быструю беспроводную зарядку, только ублюдок с обломанными краями. Ну ок. А тут эта маркетинговая замануха "С этим товаром чаще всего покупают...". Ну и слаб человек, пришёл что-то купить, а тут такой облом с зарядкой. Не оставаться же с деньгами. Глянул, у нас даже дешевле, чем в империи зла, на пару баксов, и заказал в одном известном магазине.



Сейчас на рынке устройства для потребления VR (виртуальной реальности) начинаются с десяти баксов за Google Cardboard и жалкие подделки под него из китайского картона, и заканчиваются примерно на Oculus Rift и HTC Vive за $800. Это я о том, что пошёл и купил. Есть ещё AR (Augumented Reality, Дополненная реальность), но там всё ещё слишком далеко от массового пользователя, так что ближайшие лет 5-10 не сильно интересно. А VR уже здесь и сейчас: тот же Gear VR используют больше миллиона человек, а Google рапортует о 5 миллионах Cardboard, правда, я не уверен, что их так же активно используют.



Органы управления у Gear VR есть, но пригодны только для навигации.
В играх мозг отказывается переносить курсор на горизонтальную плоскость.


По сути, самсунговская игрушка - лучшее, что можно купить за немного денег и при этом получить сносный VR. Дальше устройства со своими экранами - $500 (ну, возможно, $350 - $400, если поискать каких-нибудь китайцев) за headset и необходимость втыкать его в околотоповый десктопный компьютер, что меня, например, пугает больше чем $500. Не было десктопа 10 лет, и не хочу. Сверху картонных VR хэдсетов у самсунга нормальный корпус, какие-то органы управления, обдув линз, чтобы не потели, и самое главное - гироскоп с акселлерометром в хэдсете и свои драйвера в телефоне, которые позволяют обновлять кадр при перемещении черепушки укладываясь в 20 мс. Почему это важно, и как это делается написал сумбурно, но в принципе понятно один товарищ на Хабре. До кучи сюда можно добавить Oculus Store, который снимает с тебя большую часть проблем по поиску, что с этой ерундой делать, OLED дисплеи на телефонах, которые, в отличие от IPS, вполне в состоянии за отведённые 20 мс перерисоваться, и неплохое разрешение 2560 х 1440.



Картонная коробка Google Cardboard может дать
какой-то VR-экспириенс уже за $15.


Почему неплохое, потому что, оказывается, мало. Точки видны, хоть и не сильно раздражают. Складывается ощущение, что 4К уже будет в самый раз, но пока такой телефон есть только у Sony, притом VR хэдсета под него японцы ещё не выпустили. На 1440 линиях картинка по качеству на хороших видео тянет примерно на 720p видео со средним битрейтом. На тех, что похуже, на 540p. Пикселей как бы больше, но когда вы смотрите видео на мониторе, оно не растянуто на всё поле зрения. Про сам хэдсет я мог бы написать ещё много минусов, но мне, во-первых, лень, во-вторых, они не слишком критичные. Скажу только о том, что меня больше всего раздражает: телефон при использовании в VR перегревается через 15 минут. Дальше ты видишь предупреждение: "Моя горячо, прекрати меня использовать и дай охладиться, но можешь, конечно, забить". Если забиваешь, становятся видны тормоза при перерисовке, и в следующий раз предупреждение появится быстрее. С остальным можно жить.


В VR Paul McCartney играет, сидя за
пианино в нескольких метрах от тебя.


Ну так, к чему весь хайп? А это прикольно, реально! Редко в жизни бывает, что положительные эмоции можно просто взять и купить за деньги. Особенно, всего за сотню баксов. Я ждал массовости для 4K, и она постепенно наступает, телевизоры уже не слишком дороже, чем FullHD, контент постепенно появляется... Но 4К это просто получше картинка, больше точек, чётче изображение. А VR - реально новый экспириенс. Много лет назад у нас в офисе стояла Playstation 2, на излёте своего жизненного цикла, и я поражался, как можно было добиться того, что в игры с такой отсталой графикой хочется играть. Вот это похожая история. Правда, в отличие от PS2, более техническая.


VR камеры начали активно появляться только сейчас,
но не факт, что они вытеснят риги.


Контента для VR уже, в принципе, достаточно, чтобы хэдсет не лежал на полке месяцами. Не много, но есть и постоянно обновляется. Первыми почуяли свою нишу производители видео 18+, таких уже достаточно, если вас интересует мейнстрим. Если что-то особенное, там печальнее, может парочка сайтов. Онлайн-VR чаты той же тематики были анонсированы, появилась парочка стартапов, но выглядят они скорее мёртвыми, чем живыми. Потом подтянулись и те, кто начал снимать видео, в которых не страдают женщины. Youtube поддерживает VR-видео, Vimeo, Facebook - все крупные видеохостинги.




Тот редкий жанр, когда панорамный обзор важнее 3D.


Основных форматов VR-видео, если не лезть глубоко в техническую часть два: 180° 3D и 360° 2D. Есть небольшая часть в 360° 3D, ну очень маржинальная. 360°, на самом деле, не сильно и нужно. Стоя смотреть VR-видео не самая лучшая идея, можешь оказаться довольно быстро в кадке с пальмой, а сидя крутиться нормально можно только на офисных креслах. 3D в VR-е, это не тот 3D что мы видим в кинотеатрах, ощущение объема в этой штуке реальней на порядок. И именно 3D видео дают максимальный эффект присутствия: даже отрендерённого зайчика, прыгающего рядом, уже хочется погладить. Добавьте сюда артефакты склеивания, которые есть практически на всех 360° видео, отсутствие места, куда можно спрятаться оператору и т.д. и т.п. В общем, 3D даёт больший эффект присутствия, но 360° 3D производить очень тяжело и дорого. При этом, практически все готовые камеры больше заботятся о 360 градусах, чем об объеме картинки. Посмотрите, например, обзор камер, выходящих в этом году.



NextVR снимает на два RED, хотя начинали с монструозного рига на 6 камер для 360°


В результате, самые клёвые чуваки производят 180° 3D. Нет склеивания, меньше стоимость продакшена, ощущение присутствия максимально. К тому же на 180 градусах достаточно пространства, чтобы повертеть головой. А то, что там, сзади, чёрная пучина, ну и фиг с ней, туда надо специально разворачиваться. Так делают все порнушники и стартап NextVR, который хочет притащить спорт в VR. У NextVR сначала идут прямые трансляции, потом в приложении появляется нарезка с самыми интересными моментами. Они уже снимали юношеские олимпийские игры, несколько матчей NBA, скачки лошадей, футбол, бокс, а на этих выходных идёт прямая трансляция гольфа US Open с ручным и автоматическим переключением между несколькими камерами. Правда, как обычно, копирастия наше всё, и гольф показывают только обладателям американского VPN. На этих видео видно, что самая выигрышная позиция для VR - это съемка небольшой площадки, и чем ближе объекты к камере, тем реальнее эффект присутствия. Футбол смотреть не сильно интересно, зато хоккей юношеских команд смотрится намного выгоднее, чем взрослый хоккей в 360° 2D.


Экстремальные видео, снятые в обстоятельствах, в которых вы
можете и не побывать ни разу в жизни, один из лучших жанров в VR.


Кроме небольших площадок с близкими объектами, есть другая фишка, которая делает VR виртуальной реальностью, а не просто видео панорамного обзора. Это видео с камерой на движущемся объекте. Ощущение движения передаётся в вестибулярный аппарат, не так, конечно, как это было бы в реальности, но американские горки в VR вызывают покалывание в животе. Реальных перегрузок вроде бы и нет, но мозг в этой штуке в состоянии нас немного обмануть. В минусе для всего медиа-контента это вес: в онлайне нередко падает качество или вообще тормозится воспроизведение. А то, что можно скачать, при хорошем качестве занимает что-нибудь типа 3Гб на 10 минут.



Провода!! Арррр!


Игры. Вот тут как раз 360° 3D без косяков склейки и геморроя. Я почти не играю в игры уже много лет, но посмотрел несколько бесплатных тайтлов, чтобы что-нибудь здесь написать. В Smash Hit играть в VR гораздо интересней: постоянно вертишь головой чтобы направить выстрел. Создатели Finding VR прочухали фишку и выгодно используют плюсы VR, посмотрите геймплей, например. Но, настоящая революция в играх это то, для чего сделали Oculus Rift и ему подобные устройства. Чтобы понять, о чём идёт речь, почитайте, например, обзор HTC Vive. Правда, пока не вышло ни одного AAA-тайтла, чтобы до посинения захотелось туда мокнуться, но анонсы говорят о том, что они вот-вот появятся. Если бы я играл в игры, я бы уже отложил на Xbox Scorpio. Приставка с хэдсетом, думаю, вполне впишется в $1,000, а с игровым контентом не будет никаких проблем.



Starbreeze VR ещё не вышел, цена неизвестна, но характеристики
обещают самое качественное погружение на рынке.


На последней презентации Google анонсировал DayDream. По сути, это то, что уже сделал самсунг, только уже для всех телефонов: магазин приложений и спецификация для хэдсетов, чтобы они помогали телефону перерисовать картинку достаточно быстро для комфортного VR экспириенса. Хэдсеты, скорее всего, так же будут стоить меньше $100, Google будет активно продвигать VR, а это значит пользовательская база ещё больше вырастет, будет больше разработчиков, больше приложений, больше медиа-контента. До кучи, Sony c Microsoft рвутся подсадить пользователей своих приставок на VR. А я уже думаю о том, что нужен телефон с 4K экраном или ещё лучше полноценный хэдсет с характеристиками, как у Starbreeze VR, в сотрудничестве с которыми IMAX планирует открывать VR-залы. Вот только без провода к десктопу, пожалуйста!
Tags: virtual reality, vr
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments