zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

VR

Купил несколько месяцев назад Gear VR. Хотел купить беспроводную зарядку к телефону, но пока читал описание на амазоне, выяснилось, что мой телефон не тянет быструю беспроводную зарядку, только ублюдок с обломанными краями. Ну ок. А тут эта маркетинговая замануха "С этим товаром чаще всего покупают...". Ну и слаб человек, пришёл что-то купить, а тут такой облом с зарядкой. Не оставаться же с деньгами. Глянул, у нас даже дешевле, чем в империи зла, на пару баксов, и заказал в одном известном магазине.



Сейчас на рынке устройства для потребления VR (виртуальной реальности) начинаются с десяти баксов за Google Cardboard и жалкие подделки под него из китайского картона, и заканчиваются примерно на Oculus Rift и HTC Vive за $800. Это я о том, что пошёл и купил. Есть ещё AR (Augumented Reality, Дополненная реальность), но там всё ещё слишком далеко от массового пользователя, так что ближайшие лет 5-10 не сильно интересно. А VR уже здесь и сейчас: тот же Gear VR используют больше миллиона человек, а Google рапортует о 5 миллионах Cardboard, правда, я не уверен, что их так же активно используют.



Органы управления у Gear VR есть, но пригодны только для навигации.
В играх мозг отказывается переносить курсор на горизонтальную плоскость.


По сути, самсунговская игрушка - лучшее, что можно купить за немного денег и при этом получить сносный VR. Дальше устройства со своими экранами - $500 (ну, возможно, $350 - $400, если поискать каких-нибудь китайцев) за headset и необходимость втыкать его в околотоповый десктопный компьютер, что меня, например, пугает больше чем $500. Не было десктопа 10 лет, и не хочу. Сверху картонных VR хэдсетов у самсунга нормальный корпус, какие-то органы управления, обдув линз, чтобы не потели, и самое главное - гироскоп с акселлерометром в хэдсете и свои драйвера в телефоне, которые позволяют обновлять кадр при перемещении черепушки укладываясь в 20 мс. Почему это важно, и как это делается написал сумбурно, но в принципе понятно один товарищ на Хабре. До кучи сюда можно добавить Oculus Store, который снимает с тебя большую часть проблем по поиску, что с этой ерундой делать, OLED дисплеи на телефонах, которые, в отличие от IPS, вполне в состоянии за отведённые 20 мс перерисоваться, и неплохое разрешение 2560 х 1440.



Картонная коробка Google Cardboard может дать
какой-то VR-экспириенс уже за $15.


Почему неплохое, потому что, оказывается, мало. Точки видны, хоть и не сильно раздражают. Складывается ощущение, что 4К уже будет в самый раз, но пока такой телефон есть только у Sony, притом VR хэдсета под него японцы ещё не выпустили. На 1440 линиях картинка по качеству на хороших видео тянет примерно на 720p видео со средним битрейтом. На тех, что похуже, на 540p. Пикселей как бы больше, но когда вы смотрите видео на мониторе, оно не растянуто на всё поле зрения. Про сам хэдсет я мог бы написать ещё много минусов, но мне, во-первых, лень, во-вторых, они не слишком критичные. Скажу только о том, что меня больше всего раздражает: телефон при использовании в VR перегревается через 15 минут. Дальше ты видишь предупреждение: "Моя горячо, прекрати меня использовать и дай охладиться, но можешь, конечно, забить". Если забиваешь, становятся видны тормоза при перерисовке, и в следующий раз предупреждение появится быстрее. С остальным можно жить.


В VR Paul McCartney играет, сидя за
пианино в нескольких метрах от тебя.


Ну так, к чему весь хайп? А это прикольно, реально! Редко в жизни бывает, что положительные эмоции можно просто взять и купить за деньги. Особенно, всего за сотню баксов. Я ждал массовости для 4K, и она постепенно наступает, телевизоры уже не слишком дороже, чем FullHD, контент постепенно появляется... Но 4К это просто получше картинка, больше точек, чётче изображение. А VR - реально новый экспириенс. Много лет назад у нас в офисе стояла Playstation 2, на излёте своего жизненного цикла, и я поражался, как можно было добиться того, что в игры с такой отсталой графикой хочется играть. Вот это похожая история. Правда, в отличие от PS2, более техническая.


VR камеры начали активно появляться только сейчас,
но не факт, что они вытеснят риги.


Контента для VR уже, в принципе, достаточно, чтобы хэдсет не лежал на полке месяцами. Не много, но есть и постоянно обновляется. Первыми почуяли свою нишу производители видео 18+, таких уже достаточно, если вас интересует мейнстрим. Если что-то особенное, там печальнее, может парочка сайтов. Онлайн-VR чаты той же тематики были анонсированы, появилась парочка стартапов, но выглядят они скорее мёртвыми, чем живыми. Потом подтянулись и те, кто начал снимать видео, в которых не страдают женщины. Youtube поддерживает VR-видео, Vimeo, Facebook - все крупные видеохостинги.




Тот редкий жанр, когда панорамный обзор важнее 3D.


Основных форматов VR-видео, если не лезть глубоко в техническую часть два: 180° 3D и 360° 2D. Есть небольшая часть в 360° 3D, ну очень маржинальная. 360°, на самом деле, не сильно и нужно. Стоя смотреть VR-видео не самая лучшая идея, можешь оказаться довольно быстро в кадке с пальмой, а сидя крутиться нормально можно только на офисных креслах. 3D в VR-е, это не тот 3D что мы видим в кинотеатрах, ощущение объема в этой штуке реальней на порядок. И именно 3D видео дают максимальный эффект присутствия: даже отрендерённого зайчика, прыгающего рядом, уже хочется погладить. Добавьте сюда артефакты склеивания, которые есть практически на всех 360° видео, отсутствие места, куда можно спрятаться оператору и т.д. и т.п. В общем, 3D даёт больший эффект присутствия, но 360° 3D производить очень тяжело и дорого. При этом, практически все готовые камеры больше заботятся о 360 градусах, чем об объеме картинки. Посмотрите, например, обзор камер, выходящих в этом году.



NextVR снимает на два RED, хотя начинали с монструозного рига на 6 камер для 360°


В результате, самые клёвые чуваки производят 180° 3D. Нет склеивания, меньше стоимость продакшена, ощущение присутствия максимально. К тому же на 180 градусах достаточно пространства, чтобы повертеть головой. А то, что там, сзади, чёрная пучина, ну и фиг с ней, туда надо специально разворачиваться. Так делают все порнушники и стартап NextVR, который хочет притащить спорт в VR. У NextVR сначала идут прямые трансляции, потом в приложении появляется нарезка с самыми интересными моментами. Они уже снимали юношеские олимпийские игры, несколько матчей NBA, скачки лошадей, футбол, бокс, а на этих выходных идёт прямая трансляция гольфа US Open с ручным и автоматическим переключением между несколькими камерами. Правда, как обычно, копирастия наше всё, и гольф показывают только обладателям американского VPN. На этих видео видно, что самая выигрышная позиция для VR - это съемка небольшой площадки, и чем ближе объекты к камере, тем реальнее эффект присутствия. Футбол смотреть не сильно интересно, зато хоккей юношеских команд смотрится намного выгоднее, чем взрослый хоккей в 360° 2D.


Экстремальные видео, снятые в обстоятельствах, в которых вы
можете и не побывать ни разу в жизни, один из лучших жанров в VR.


Кроме небольших площадок с близкими объектами, есть другая фишка, которая делает VR виртуальной реальностью, а не просто видео панорамного обзора. Это видео с камерой на движущемся объекте. Ощущение движения передаётся в вестибулярный аппарат, не так, конечно, как это было бы в реальности, но американские горки в VR вызывают покалывание в животе. Реальных перегрузок вроде бы и нет, но мозг в этой штуке в состоянии нас немного обмануть. В минусе для всего медиа-контента это вес: в онлайне нередко падает качество или вообще тормозится воспроизведение. А то, что можно скачать, при хорошем качестве занимает что-нибудь типа 3Гб на 10 минут.



Провода!! Арррр!


Игры. Вот тут как раз 360° 3D без косяков склейки и геморроя. Я почти не играю в игры уже много лет, но посмотрел несколько бесплатных тайтлов, чтобы что-нибудь здесь написать. В Smash Hit играть в VR гораздо интересней: постоянно вертишь головой чтобы направить выстрел. Создатели Finding VR прочухали фишку и выгодно используют плюсы VR, посмотрите геймплей, например. Но, настоящая революция в играх это то, для чего сделали Oculus Rift и ему подобные устройства. Чтобы понять, о чём идёт речь, почитайте, например, обзор HTC Vive. Правда, пока не вышло ни одного AAA-тайтла, чтобы до посинения захотелось туда мокнуться, но анонсы говорят о том, что они вот-вот появятся. Если бы я играл в игры, я бы уже отложил на Xbox Scorpio. Приставка с хэдсетом, думаю, вполне впишется в $1,000, а с игровым контентом не будет никаких проблем.



Starbreeze VR ещё не вышел, цена неизвестна, но характеристики
обещают самое качественное погружение на рынке.


На последней презентации Google анонсировал DayDream. По сути, это то, что уже сделал самсунг, только уже для всех телефонов: магазин приложений и спецификация для хэдсетов, чтобы они помогали телефону перерисовать картинку достаточно быстро для комфортного VR экспириенса. Хэдсеты, скорее всего, так же будут стоить меньше $100, Google будет активно продвигать VR, а это значит пользовательская база ещё больше вырастет, будет больше разработчиков, больше приложений, больше медиа-контента. До кучи, Sony c Microsoft рвутся подсадить пользователей своих приставок на VR. А я уже думаю о том, что нужен телефон с 4K экраном или ещё лучше полноценный хэдсет с характеристиками, как у Starbreeze VR, в сотрудничестве с которыми IMAX планирует открывать VR-залы. Вот только без провода к десктопу, пожалуйста!
Tags: virtual reality, vr
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments
Кстати, кроме entertainment-а уже есть достаточно живые и развивающиеся практические ниши:
- презентационно-архитектурно-CAD-овая, назовём её так, например, IKEA сделала редактор кухонь в VR
- разное обучение, например, вот рассуждения Forbes о VR в медицине
но я уже не знаю куда это всунуть
Извини за оффтоп:

Шикарная фотка зомби во глове с цукербергом.
Да! со стороны кошмар. Но когда один человек ок, забавно наблюдать за реакцией.
>Потом подтянулись и те, кто начал снимать видео, в которых не страдают женщины.

- неужто те, в которых они получают удовольствие?!!? Так надо было просто на другие сайты в той же нише ходить!

Что касается VR - это да, я еще первый Окулюс попробовав, всем знакомым прожужал уши - "за этим - будущее".

Я, боюсь, многие до сих пор не понимают какое.

На самом деле поставь камеры на очки (и внутрь (зачем - будет ясно далее), и наружу), - и получишь эмуляцию AR. Добавь к этому камеры по комнате (например, по углам), и сделай VR, в которых комфортно 8 часов (Ok, 2 по 4, с часом перерыва),
и создай в AR "совмещенное пространство" (пространство офиса), и удаленная работа из нишевой вещи станет массовым явлением*.
_______
* - ибо этим можно будет пользоваться безнапряжно и безболезненно, без потерь для рабочего процесса, - в отличие от того, чтем является "уделенная работа" сейчас

Не говоря о прочих прелестях массового AR - путешествия/ общения в "совместных пространствах".

Отдельно доставляет лично мне, что я сам в свое время до всего этого додумался.
Для AR надо больше вычислительной дури и строить 3д карту пространства около себя. Отсюда, в текущем состоянии мы просто не в состянии это впихать в небольшие очки, отсюда и цена. Массовость это цена и то, нужно ли это (можно ли убедить, что нужно :) большой доле человеков. AR пока тупо дорого готовить. Лет через 5 уже будет интересней.
сдается мне, вы переоцениваете сложность задачи построения 3D карты пространства в условиях, когда у нас есть несколько камер, и специализированное железо. То же касается оценок возможности запихать это в очки.

Но не суть, речь вообще не о том, чтобы запихать все это, площадку для гольфа и бассейн в очки, а потом пытаться поднять это все в воздух, это вообще тупиковый путь сейчас.

Для того, чтобы это выстрелило, достаточно, чтобы у вас были очки с экраном, и камерами, и быстрый линк до железа, способного все быстро считать.
И если при этом от них будет тянуться проводок с питанием и оптоволокном к коробочке на поясе, которая с этим быстрым железом контактирует (а заодно - содержит батарею; вот этот вариант, кстати, и способен работать 2х4, не показывая ни через 15 минут, не через 8 часов "я переглелося") - для миллионов, а точнее - миллиардов людей это не будет show stopper'ом, чтобы использовать технологию, меняющую их жизнь.
______


Но - мне жаль, что за техническими деталюшками вы упустили куда более интересный мне аспект моего сообщения. Про то, что такой способ применения - VR как AR->(виртуальное)совмещение AR-пространств(c):)->удаленная работа как массовое явление; и прорыв, изменение всех "удаленных коммуникаций" (представьте сборище родственников за таким "совмещенным" праздничным столом, например) - будет game changer'ом, повлечет изменения колоссальных масштабов.
Мне кажется тот же Microsoft Hololens итак в очках ничего не тащит, а провод как раз тянется ко всему тому, что вы описали. Потому что иначе вообще не вывоз.
Oculus Rift - что это? Корпус, OLED экран, пара линз, несколько датчиков и SDK. Сколько времени прошло от момента первого анонса до того, что он, наконец продаётся? Сколько стоит один экранчик и немного мелочёвки в виде уже готового изделия?
А AR сложнее хоть как, вот в чём был мой мессадж.
---

Этот аспект я заметил! Просто не считаю game changer-ом. Общение с тем, чтобы было видно собеседника и его эмоции гораздо важнее для личных коммуникаций, как раз того, что вы описали " (представьте сборище родственников за таким "совмещенным" праздничным столом, например", а для работы это дело десятое. Мне кажется существующие способы коммуникации уже дали больше для возможности удалённой работы, чем может дать AR. Мало представляю такие проблемы на работе, которые можно было бы решить голограммой, но нельзя решить по телефону, через чат или емэил.
>Сколько времени прошло от момента первого анонса до того, что он, наконец продаётся? Сколько стоит один экранчик и немного мелочёвки в виде уже готового изделия?

- это как раз совсем не важно в контексте активного понимания "куда все движется".

>А AR сложнее хоть как, вот в чём был мой мессадж.

- AR _другое_. Я мог бы написать, "AR сложнее, но сложнее _иначе_", но боялся вас сбить с толку. Сложность AR в совсем других областях лежит, нежели сверхбыстрая ориентация, минимальная latency во всех частях видеоканала, и дисплеи с минимальной инерцией, etc.

Но что это я, я же еще раньше написал "это не важно". В понимании, "куда это все движется" совсем другое важно.



>Этот аспект я заметил! Просто не считаю game changer-ом.

>Мне кажется существующие способы коммуникации уже дали больше для возможности удалённой работы, чем может дать AR. Мало представляю такие проблемы на работе, которые можно было бы решить голограммой, но нельзя решить по телефону, через чат или емэил.


- извините, но вам и правда, кажется, и это ваше "кажется" - всего лишь заблуждение.

Я очень _много_ работал и так, и сяк, и в удаленной работе имел возможность наблюдать за процессом с обоих сторон монитора, и разных позиций.

Сейчас очень много приходится взвешивать, прежде чем решиться нанять аутсорсера. И вот это "а если бы он сидел в офисе" - вовсе не ретроградство, а отражение насущной необходимости.

>Мало представляю такие проблемы на работе, которые можно было бы решить голограммой, но нельзя решить по телефону, через чат или емэил.

- отсутствие постоянного контроля, которое очень трудно дается людям (с реальным отражением в результатах труда), то же самое - тяжело переносится "на той стороне". И радикальное затруднение коммуникаций. Это ловится любым, кто на "чатик, телефон, email" пробовал перевести оперативное общение по рабочим вопросам, - т.е. "пробовал удаленку на зуб", а не рассуждал о ней умозрительно.

Есть (минимум) два пути при встрече с трудностями:

один - отращивать себе самурайство, "40 лет медитировать в храме", чтобы стать идеальным инструментом по работе с тем что есть - с чатиком, телефоном, facetime/skype, email, и работе, не видя лица людского;

другой путь - сделать так, чтобы трудностей не стало, и чтоб любой несамурай, не ломая себя об колено, мог сходу эффективно пользоваться новыми инструментами.

Вот "надел VR - и ты - в виртуальном офисе", или "в виртуальном ресторане на деловой встрече" - это путь "не ломая через колено". И, как только он появится, и станет массово доступным, жизнь начнет меняться.
_______

Я, в общем, не собираюсь вас и дальше убеждать не понимаете и не понимаете, бывает; просто попомните этот тред, когда вдруг "неожиданно"(ага-ага) мир изменится.
То, что всё туда движется, спору нет. Вопрос, сколько времени это займёт.
Согласен!
Интересно, спасибо.

1,5 года назад нас приглашал один стартап - у них был алгоритм склейки 360 видео из 3 широкоугольных камер, и они хотели переложить это дело на железо, но за маленькие деньги и со сжатыми сроками - мы отказались, а может быть и стоило понапрягаться...

Но, конечно, не понятно почему выстрелил Окулус Рифт и его последователи - шлемы VR были сколько себя помню, еще с начала 90х, что внезапно изменилось, что они стали массовыми? Не знаю...
Те, которые под телефоны - тупо дёшевы.
Окулус и Ко - сумели привлечь разработчиков, скоро ААА тайтлы должны даже появитсья под него, плюс много пиара.
Думаю, просто критическая масса набралась. Все части паззла выросли достаточно, чтобы вместе сложить единое целое. Тут же курица и яйца: девайсы дорогие, контента нет. Девайсы подешевели, контент появился, и закрутилось.

Клеить сразу на камере - круто. Хотя с софтом возможностей больше и меньше зависишь от этой конкретной реализации. Но для массовых потребительских устройств было бы самое то.
У них вообще железо нацеливалось на организацию телеконференций 360.
Понятно.
Посмотрим, как это дальше всё развиваться будет. Уже начали появляться хэдсеты самостоятельные, пока, правда, с конской стоимостью. Интересна камера 180 3D, только посерьёзней, чем этот стартап.
я тут детишкам давно говорю - это - одна из дешевых технологий, которые вы прям здесь и сейчас забацать сможете: утыкиваем шарик камерами, и

a) отдаем данные от него в зависимости от направления/ориентации "взгляда" удаленного "глядельца" (вариант для тонкого канала; для улучшения, - потребует [несложной, кстати] модели предсказания движения)
b) формируем подобным же образом данные, только в end point (вариант, когда мы можем позволить получать данные со всех камер).

Мульен применений и фана, и т.д., и т.п.