zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

✔ Китай

Прочитал о том, что за год продали больше полумиллиона подключаемых автомобилей и вместо того, чтобы об этом написать, решил написать про то как съездил в Китай. Потому что память у меня такая, что на утро уже не помню, что было вчера, а запомнить что-нибудь хочется.

На рождественские праздники, в то время когда вся страна либо выпивает все запасы спиртного, либо мучается, чем бы себя занять, вопреки рекомендациям г-на Онищенко съездил в Китай с коллегами по работе. Думал, поеду один, но желающих посмотреть на Китай набралось ещё аж 5 человек. Кстати, и перед Онищенко у меня тоже есть оправдание - он порекомендовал никуда не ездить, когда я уже купил билеты и подал документы на визу. В следующий раз, конечно, послушаю (здесь должен быть ещё не добавленный в UTF-8 смайлик trololol).


Заваленный вид на небоскрёбы с набережной.
Шанхайская башня утопает в смоге


В Китае холодно в январе, самый холодный месяц года, так что согреться особо не получилось. Правда, в Омске в это же время температура едва ли поднималась выше -30°C, так что околонулевые температуры Пекина были всё-таки более комфортными. Тем не менее, из пуховика я почти не вылазил даже в Шанхае. Хостелы тоже не слишком парятся за один месяц в году, так что добиться комфортной температуры в комнате удалось, только выбив пульт от кондиционера в дополнение к уже включенному обогревателю. Душевые такими излишествами не оборудованы, так что там приходилось действовать очень быстро.

Пожалуй, это единственный минус всей поездки, если не считать катастрофического падения курса рубля. Цены на всё кажутся огромными. Но, если пересчитать по старому курсу, то вполне нормальные цены. Не дешёвые, по крайней мере в двух мегаполисах где мы были. Вполне на уровне остального мира. Вот даже numbeo говорит, что не показалось. Но и зарплаты в среднем выше, чем в Москве.

Первое что поражает - китайцев не так много. Я думал, увижу тысячи их, но даже в метро в час пик относительно свободно. Больше всего людей одновременно видел на прогулочных улицах в выходные, но и не сказать что там было тесно и некомфортно. Это притом, что я был, получается, в двух самых больших городах по населению во всём мире. Не знаю, из-за чего так, но передположу, что это из-за правильно организованной и достаточной инфраструктуры. Она поражает, прямо самое положительное ощущение от Китая. Ты доходишь до метро, заходишь в один из кучи выходов из метро, которых может быть несколько десятков, садишься на поезд метро, доезжаешь до вокзала, поднимаешься из метро на эскалаторе на вокзал, на эскалаторе к путям. Проходишь контроль на порядок более быстрый, чем на самолёт, садишься в поезд на закрытом вокзале, едешь 4 часа 55 минут (а лететь там же 2:30), и вот ты уже в другом городе. Но ты его ещё не видел даже, так какие-то окраины. А тут всё так же. Спускаешься на эскалаторе в метро, садишься на поезд, доезжаешь, выходишь на нужной станции, выползаешь наверх и вот он, новый город, внезапно. Совершенно другой.


Поезд, который едет всю дорогу 300. Маглев не разогнался быстрее 330,
так что его фотки не будет :)


При этом всё что можно автоматизировано, хотя почти всегда и стоят люди, чтобы проконтролировать (у них их много, могут себе позволить :). Проход на платформу поезда - суёшь билет в турникет, он отдаёт пробитый. Да о чём говорить, если даже в самом засраном, заблёванном сортире писсуар смывает автоматически когда от него отходишь. Мелочь, у нас тоже так бывает, но, я не видел за 9 дней в Китае другого писсуара. Хотя сортиры у них в среднем в ужасном состоянии. Но зато есть куча бесплатных муниципальных сортиров, которые всегда готовы помочь вам в трудную минуту. Самый же клёвый сортир я видел в одном из торговых центров Шанхая. Там всё сделано для того чтобы мне за время посещения не пришлось прикоснуться ни к чему. Вход - без двери, изгиб коридора. В писсуарах автоматический слив, мыло с датчиком, кран с датчиком, сушилка, и так же вышел без двери. Круто!


Переходы могут быть просто огромными. Один из выходов
со станции метро как-то оказался больше километра.


Кстати, про контроль. В Китае нужно проходить через рамочку и сканировать даже микроскопических размеров сумку практически везде: на любом входе в метро, в музеях, даже центральная площадь в Пекине огорожена и через каждые N метров пост, через который можно войти-выйти.


Монах за работой


Транспорт, прекрасный, предсказуемый, пробок я практически не видел. Приятно выделяется из общих цен Uber в Шанхае. Машин очень много, самый дешёвый вариант рублей 40 за километр (Toyota Camry, Buick Excelle, Roewe 550 PHEV), UberBlack - где-то 100 рублей за километр (брали только раз, была Audi A6L). Компанией Uber зачастую выходит даже дешевле метро. Если в Пекине была проблема посидеть где-нибудь в баре, потому что диковатые официальные таксисты не хотели ехать по счётчику и ломили 1200 рублей за 3 км, то в Шанхае с такси всё прекрасно. Вообще, смотришь на эти официальные такси, смотришь на Uber и понимаешь что лет через 20 ты будешь вызывать такси нажатием пары кнопок, к тебе будет приезжать авто без водителя, и везти тебя куда надо. Оно не будет стоять часами без дела потому что ломает ехать без многократной накрутки, оно будет само уезжать на зарядку, когда упадёт уровень. И оно убьёт профессию таксиста.


Ну разве это пробка?


На дорогах в Пекине практически нет китайских автомобилей. Всё либо импорт, либо чаще всего, сделанные на совместных предприятиях. Даже полицейские ездят на разных Hyundai-ях. А так - европейцы, американцы, японцы, корейцы, только с какими-то другими значками. В Шанхае китайских автомобилей уже заметно больше. Очень много мотороллеров и все они электрические. Всё это движется достаточно хаотически (на мотороллеры не нужны права), но, конечно, не так как в видео из Индии. На пешеходов всем плевать, зебра без светофора это просто место, откуда удобно убирать трупы :), тротуары - они чтобы парковаться, когда на обочине места закончились. Вообще, Китай, по ощущениям, где-то в раннем капитализме.


Тот самый автобус на суперконденсаторах в Шанхае.


Местные электромобили и плагин-гибриды я практически не различаю (немудрено, импорта там практически нет), только обнаружил в Шанхае уже упомянутый выше Roewe, и то только потому что заметил значок батарейки слева от спидометра когда ехали в такси. Видел с десяток Tesla Model S за 9 дней, 1 BMW i3 и один BMW i8 (он такой же прекрасный как и на фотографиях :). Зато троллейбусов, которые ездят без рогов на участке маршрута очень много. Автобус на суперконденсаторах видел только на одном маршруте в Шанхае, видимо, он очень экспериментальный. Электроавтобусов не заметил вообще, может просто не идентифицировал. Но я и не искал ничего специально. Только то, что случайно увидел. А зарядку я видел всего одну в каком-то модном районе. Видимо, китайцы их где-то прячут.


Центр Шанхая в музее городского планирования


Смог с которым так старательно борятся (или не очень старательно) стоит практически всегда, но по большей части только портит виды. Да, жить бы я там не стал, и постоянно дышать этим точно не стоит, но за полторы недели только разок чувствовалось что дышать неприятно, когда в Пекине уровень PM2.5 вылез за 500 (при норме в западных странах 25, и 50 - в Китае). В масках ходит не так много людей, даже не 5%, большинство просто в масках, ещё меньше в респираторах. Когда ехал думал, куплю сразу по приезду респиратор, тем более что они есть в любом 7/11, нормальные 3M-ные. Но не понадобилось :)


В туристическом месте в застройку аля-старина
можно гармонично вписать даже Starbucks.


С английским языком в обоих городах всё плохо. То есть в Пекине вообще кошмар, английский знали только на ресепшене в хостеле, туристический гид и бляди. В Шанхае с этим уже получше но решить что-то хотя бы без смартфона зачастую практически невозможно. В ресторане легко может быть так, что в меню есть названия блюд по английски, но при этом ни одной официантки, которая его бы понимала. Хотя в очень туристических местах было и наоборот - какая-то китайская кафешка, где вообще ничего нет по английски, но зато официантка могла объяснить что из чего. С картами всё очень неточно, на некоторых картах часто места отмечены совсем не там где они находятся. Если к этому добавить то, что великий китайский фаерволл блокирует все сервисы гугла и другие западные сайты, а все местные Wi-Fi с благоразумно заготовленным VPN-ом тупят нещадно, то пока не получилось купить sim-карту (день на 4-ый только), было тяжеловато. Тем не менее у единственного встреченного в хостеле IT-шника email был на gmail.com :)


Lays с лимоном. Ещё бывают с зелёным чаем.


В остальном азия азией. Немного экзотики (✔ столетнее яйцо, ✔ черепаховый суп, манты с креветками и т.д.), лапша и рис везде, острая еда, правда, всегда спрашивают и можно не рисковать. Мотки проводов, которые с центральных улиц уже убрали, но чуть свернёшь и там вот они, замечательные. Дорогой импорт и соответственно только там, где на него найдётся спрос.


Зато китайцы мастера делать подсветку всего, что только можно.


Алкоголь китайцы делать не умеют, единственное съедобное местное пиво - с пандой, медовое. Прикольное, но больше одной бутылки вряд ли захочется. Нормальный алкоголь в барах, которые явно держат экспаты, некоторые даже варят прямо там. В таких барах практически нет китайцев, хотя в ирландском пабе сидело несколько китайцев и цедили бутылку Caol Ila. А в Shanghai Brewery практически все официанты - индусы. Кого ещё найдёшь в таком дорогом городе на зарплату официанта со знанием английского языка :)

pandas

Китайцы не гнушаются и вовсю используют панду как бренд, и правильно делают.


Зачем я ездил? Посмотреть на страну, которая прошла огромный путь за последние 20 лет, и готовится стать равноценным соперником США, посмотреть на клёвые небоскребы и увидеть панд. Панду увидел только одну, она была уставшая и не особо мимими. Так что в следующй раз в Китае обязательно зарулю в Ченду.
Tags: китай, путешествую
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments