zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Tesla-новости, октябрь 2014 г.

Постарался написать пост с новостями за октябрь до 5 ноября, когда компания будет отчитываться по финансовым результатам за 3 квартал. Во время беседы с инвесторами Илон Маск просто будет вынужден уточнить, как сейчас обстоят дела с вводом Model X в производство, когда она начнёт передаваться покупателям и т.д. Многие журналисты писали, что акции компании значительно упали после анонса "D" (а они упали аж на 10%), потому что мол никому не нужна особо полноприводная Tesla и не такая она крутая. Это всё, конечно, ерунда, потому что компания представила электромобиль который окончательно расставил все точки над i, как самый быстрый серийный четырёхдверный седан в разгоне до 60 миль в час (да и до 100 км/ч тоже). Быстрее "всех этих" Mercedes E63 AMG, Porsche Panamera Turbo S и, тем более, BMW M5. И сейчас уже трудно представить человека, который может себе позволить такую машину и не будет рассматривать кандидатуру Model S, каким бы petrolhead-ом он не был.


Полноприводная Tesla Model S снаружи ничем не отличается от обычной.

А акции упали, потому что пока не прояснится ситуация с выпуском Model X, который должен начать передаваться покупателям в самом начале следующего, 2015 года, то есть через пару месяцев, любой крупный публичный анонс, где Илон Маск не расскажет, успевает ли компания с выпуском SUV-а по этому графику, будет обрушивать акции снова и снова. А, ну если Маск скажет, что Model X выйдет только летом или ещё хуже того, осенью, как каркают некоторые аналитики, это тоже уронит настроение инвесторов. В общем, Model X ждут с самого начала 2015 года. И никак не позже. Посмотрим через пару дней, что скажет про это Маск. А пока о том, что было за прошедший месяц, октябрь.


План размещения суперзарядок в Европе к 2016 году.

Начну, как обычно, с суперзарядок. В октябре суперзарядки открывались в США (8), Китае (6), Великобритании (4), Франции (2), Швейцарии (2), Норвегии (2), Нидерландах (1), Швеции (1), Германии (1). Всего 27 штук за месяц, так что Tesla Motors всё ближе к скорости ввода суперзарядок по одной в день. Но самое интересное, что касается суперзарядок то, что компания выложила на свой сайт карту-план установок суперзарядок к 2016 году. И там кроме практически всей Восточной Европы оказались два транспортных коридора в России - от Латвии до Москвы, и от Москвы до Финляндии через Санкт-Петербург. С учётом того, что открытию суперзарядок во всех странах сопутствовало открытие фирменных салонов и станций сервисного обслуживания, это значит, что в 2016-ом Tesla должна официально прийти в Россию, и, видимо, откроет свои салоны в Москве и Санкт-Петербурге.


В Китае суперзарядки размещаются главным образом среди
мегаполисов и не покрывают пока междугороднее движение.

Более того, Илон Маск уже подтвердил возможность использования франшизной модели в дополнении к прямым продажам. Да и вообще в ходе развития компании Маск постоянно показывает свою гибкость и легко изменяет решение в зависимости от коньюнктуры. Плюс, чем больше компания будет производить автомобилей, тем острее для неё будет стоять проблема расширения сети продаж.


Станция замены батарей откроется в декабре.
Только уже непонятно, зачем.

Кстати, что касается гибкости: сразу несколько изданий написало о том, что в декабре откроется станция Tesla Motors по замене батарей. Не понятно зачем она ещё нужна, но раз глава компании пообещал, что она откроется, станция откроется. Как вариант, она будет удобным сервисом для владельцев по апгрейду своего автомобиля с батареи одного размера на другую за пару минут, расположенным в районе самого большого спроса на них.


Пример работы функции радара. Глядя на эту картинку идея
замены зеркал на камеры уже не выглядит такой сумасшедшей.

Теперь по поводу главного события месяца, презентации двух "D", о которых я достаточно подробно написал сразу же после анонса. Дополню только некоторыми подробностями, которые стали ясны немного позже. Это запас хода - сразу было непонятно, как так получилось, что при возросшей массе он увеличился. Журналисты нашли один из открытых патентов компании, посвящённый полноприводному автомобилю, который сразу объяснил принцип, заложенный в полноприводную модель.


Двухмоторное шасси Tesla Model S.

Кривая эффективности зависит от электромотора, ее можно сдвигать при разработке, плюс, меняя передаточное число, можно перемещать пик эффективности с его традиционными 90%+ КПД на определённый диапазон скоростей. Соответственно, текущий мотор заточен под городскую езду: его 90%+ эффективности лежат на низких скоростях. А на шоссейных эффективность падает до, например, 80%. Мотор, который поставили спереди, так скомпонован и имеет такое передаточное число на редукторе, что его пик эффективности приходится на шоссейные скорости, 90-110 км/ч. Дальше просто софт при неагрессивной езде использует главным образом задний привод в городе, а передний на шоссе, в результате чего пробег на шоссе, самом слабом месте электромобилей, заметно увеличивается, несмотря на возросшую массу.


Лизинг Model S теперь значительно дешевле в США, кроме того компания
ввела 90-дневный безусловный возврат, если машина вам не понравилась.

Кроме того, Tesla снизила цену на топовую Model S P85D. Ну как, снизила - сделала несколько пакетов необязательными для заказа, и теперь цена начинается со $105k, а не со $120k. Но максимум, как и раньше - $140 000. Вдобавок к этому, компания заключила соглашение с US Bank, у которого дешевле стоимость займов, что позволило на четверть снизить стоимость лизинга для автомобилей (любых, не только полноприводных). Например, стоимость лизинга самой дешёвой Model S 60 вместо $1 051 в месяц стала начинаться от $777. За те же деньги, что раньше стоила пустая 60-ка, а точнее за $1 044, в США сейчас можно взять Model S 85D. Все лизинговые контракты на 3 года, с $6 000 - $7 000 первоначальным взносом и включают федеральный вычет в $7 500.


Илон Маск и "D" появились в одном из свежих Саус Парков.
Вся серия на английском есть здесь.

Снижение цены на лизинг должно немного увеличить спрос на домашнем рынке, доставки на котором в данный момент обещаны на декабрь, то есть если компания будет выпускать машины по плану, она уравняет в США спрос и предложение к концу этого года. На других же рынках ситуация выглядит хуже. В Китае очередь на автомобили оценивают в полгода. И там тоже появляются факторы положительно влияющие на спрос: например, в Шанхае, где продаётся около четверти "тесл", недавно отменили плату за номер, составляющую около $12 000. Она была отменена до этого только для китайских производителей электромобилей, но вот для Tesla Motors сделали исключение.


Резервации на Model X. Если судить по предыдущей модели,
Model S, покупатели отменяют не больше 10% из них.

Но с учётом того, что линии для производства Model S были модернизированы несколько месяцев назад, к середине следующего года компания сравняет предложение со спросом и на всех внешних рынках. Менее очевидно, как в Tesla Motors будут разгребать очередь на Model X, которая уже составляет 22 500 автомобилей и растёт больше чем на 1 000 автомобилей в месяц. Но зато отсутствие спроса не станет проблемой для компании и в следующем году тоже.


Пока Model S заметно дороже Mercedes E-класса,
по крайней мере для клиентов такси.

Model S начинают интересоваться не только частные покупатели, но всё больше и больше копоративные автопарки и такси. Помнится, пару лет назад кто-то делал (не смог найти ссылку) сравнение стоимости эксплуатации распространённого в Европе в качестве такси Mercedes E-class и Tesla Model S. И получалось что при более высокой стоимости, электромобиль через несколько лет сравнивался по суммарной стоимости с дизельной E-шкой за счёт низкой стоимости эксплуатации. Тогда это всё выглядело достаточно футуристично, особенно для таксопарков, предпочитающих проверенные временем решения. Но прошло пару лет, Tesla увеличила до 8 лет гарантию не только на батарею, но и на силовой агрегат, и электрические такси становятся явью.


167 такси Model S начали обслуживать аэропорт Схипхол в Амстердаме.

167 Model S, весь таксопарк аэропорта Схипхол в Амстердаме, обслуживающийся группой BIOS и BBF SchipholTaxi, с середины октября будет состоять исключительно из "тесл". А компания Cabforce, их партнёр, планирует и дальше увеличивать число электромобилей в такси. А в Австрии в октябре венское Okotaxi заменило тойотовские гибриды в своём парке на 20 Tesla Model S.


Тем временем, Mercedes начал продавать электрический B-класс
на агрегатах Tesla в Европе за €39 100 включая 19% VAT.

Много писали в октябре о том, что Toyota и Daimler вышли из состава акционеров Tesla Motors. У Daimler-а когда-то была 9.1% доля в компании, которую он приобрёл в 2009 году за $50 млн., но сейчас оставалось только 3.9%, которые компания продала за $780 млн.. Аналогично Toyota продала 2.4%, оставшиеся от примерно такой же доли, купленной в 2010 году за $50 млн. с прибылью в $640 млн. Кто-то из журналистов явно ошибся с цифрами, но сути это не меняет - обе компании продали свои доли в Tesla Motors полностью.


10-кратный рост как за последние два года акции
компании уже вряд ли когда-то покажут.

Некоторые начали усматривать в этом скрытый смысл, типа "надули пузырь и вовремя вышли" или возможность скорого поглощения Tesla другим крупным автопроизводителем. Мне же кажется, что здесь "ничего личного, просто бизнес". Toyota и Mercedes выгодно отбили инвестиции, в текущей стоимости акций уже заложен будущий рост продаж Model S и Model X до появления Model 3, так что 10-кратного роста, который акции компании показали за 2012-2013 годы, уже никогда не будет. В то же время Tesla становится реальным конкурентом люксовым подразделениям обеих компаний, а география продаж затрагивает все основные рынки. Доли же обоих акционеров уже были размыты настолько, что вряд ли давали возможность реально влиять на компанию, а свою открытость в технологическом сотрудничестве со всеми Tesla Motors показала более чем явно, открыв все патенты и заявив о поиске партнёров для суперзарядок.


Главный редактор "Авторевю" о своей Tesla Model S после которой
он продал некогда любимые Porsche 911 и дизельную Skoda.

Одной строчкой о тех новостях за октябрь, которые не удалось описать подробнее:
- Фабрика Tesla в Голландии, занимающаяся отвёрточной сборкой Model S расширяется.
- Одновременно появились слухи о возможности постройки более серьёзной, неотвёрточной фабрики в Словакии.
- Шеф-инженер по инжинирингу Tesla Motors сказал, что на базе Model 3 появится кроссовер и универсал.
- Consumer Reports, редакторская Model S которого нещадно ломалась, обновил данные по надёжности, собранные среди 1 300 владельцев, и она оказалась средней.
- SolarCity, компания Илона Маска, занимающаяся фотовольтаикой начала строительство гигафабрики по производству солнечных панелей.
Tags: tesla, новости, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments