zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Почему Гигафабрика станет для Tesla Motors провалом

Как только строительство Гигафабрики Tesla Motors начало материализовываться в Неваде, аналитические агенства начали упражняться в своих прогнозах о том, почему компании не стоит строить фабрику, почему аккумуляторы на ней не станут дешевле и т.д. Я собрал все пессимистичные прогнозы в одном посте.


Гигафабрика должна начать производство аккумуляторов в 2017 году, а к
2020-му выйти на объём в 35 ГВтч ячеек и 50 ГВтч модулей в год.

Первой у нас будет аналитическая контора Lux Research, которая выпустила отчёт о том, что объем производства аккумуляторов на Гигафабрике будет более чем на 50% превышать спрос, а стоимость батареи для будущей Model 3 упадёт только на $2 800 по отношению к текущим ценам. Фабрика вызовет "значительное перепроизводство". Анализ предполагает продажу только 240 000 автомобилей в 2020 году, что вызовёт "тонкую как лезвие бритвы" маржу и перепроизводство батарей на 57%. "Кроме того, Tesla не достигнет своей амбициозной цели в 500 000 проданных автомобилей", - добавляет аналитик компании Cosmin Laslau.


Пару лет назад Lux Research делала аналитические отчёты, в которых батареи
оказывались дороже электромобилей, частью которых они являлись.

Сейчас у Tesla самые низкая себестоимость среди производителей электромобилей и плагин-гибридов, около $274/кВтч, согласно анализу Lux Research. Илон Маск ставит целью снизить текущую цену на 30% за счёт масштаба, технологий и размещения фабрики, уменьшив таким образом цену до $196/кВтч с помощью Гигафабрики. Гигафабрика, стоимость строительства которой оценивается в $5 млрд. будет выпускать 35 ГВтч аккумуляторных ячеек для полумиллиона электромобилей. А Tesla продаст только 240 000, таким образом 20 ГВтч производственных мощностей будут не востребованы.


Если бы Tesla закладывала амортизацию в $30 на кВтч, фабрика бы отбилась за
3 года без налоговых льгот. Слайд из отчёта Advanced Automotive Batteries.

Следущим был отчёт Advanced Automotive Batteries. В нём утверждается, что Tesla Motors не понизит цену на батареи ниже $100/кВтч в течении ближайших 10 лет. Именно такая стоимость необходима по мнению аналитика Dr. Menahem Anderman для того, чтобы выпуск автомобиля за $35 000 стал реальным. По его мнению, Tesla Motors будет вынуждена увеличить цену до $50 000 на автомобиль с таким запасом хода, либо автомобиль за $35 000 будет обладать меньшим запасом хода, чем 300 км. Таким образом, он считает, что Model 3 будет стоить $50 000 - $80 000. Он добавляет, что снижение цен на батареи ниже $200 за кВтч маловероятно до 2020 года.


Пока аналитики составляли разгромные прогнозы, Маск выбил
$1.3 млрд налоговых льгот для будущей фабрики.

В конце сентября к ним присоединился аналитик Charles Babbage из журнала Economist. Он считает, что батареи Tesla Motors обходятся в $350/кВтч и компания рассчитывает снизить цену на них до $250/кВтч с помощью Гигафабрики. К 2016-му году Tesla Motors будет продавать 50 000 Model S и Model X в год, а в 2017-ом к ним добавятся 100 000 Model 3 по $35 000. Итого, 150 000 по его прикидкам. А фабрика для 500 000, таким образом она будет загружена только на треть. Но тогда она не даст эффекта снижения цены от масштаба производства.


«Каблучок» Renault Kangoo ZE - один из самых продаваемых электромобилей французской марки.
Несколько месяцев назад и Nissan выпустил электромобиль в таком форм-факторе (e-NV200).

"Tesla, конечно, может всегда добавить другие электромобили к спектру выпускаемых - «каблучок», спорткар (чтобы заменить оригинальный Tesla Roadster), или городской компакт типа Mercedes Smart. Но ни один из них не займёт достаточно мощностей, чтобы радикально изменить ход вещей.", - пишет Charles Cabbage.


Что можно сказать, глядя на эти аналитические отчёты, кроме того, что любой кинутый в Tesla Motors камень - это прекрасный PR, который расходится сотнями статей по новостным агенствам?


На самом деле, 85 кВтч батарея стоит уже дешевле $20 000.
Слайд из отчёта Advanced Automotive Batteries.

С учётом того, что ещё год назад Tesla Motors говорила о том, что стоимость батареи уже меньше 1/4 стоимости всего автомобиля, а с этого момента маржа компании только росла, что подтверждает её отчётность, батарея уже давно обходится в производстве дешевле $250/кВтч. Так что капустный аналитик пролетает совсем мимо, как совершенно не исследовавший предметную область. А если говорить о 2017-2020 годах, то даже если брать стоимость 1 кВтч от Lux Research, 50-60 кВтч батарея, необходимая Model 3, будет стоить $9 800 - $11 760, что вполне вписывается в себестоимость седана от $35 000.


Один из прогнозов продаж Tesla Motors от менее пессимистичных аналитиков.

При текущей марже в 28% Tesla могла сделать бы уменьшить стоимость Model S до $50 000 - $80 000 прямо сейчас, выгрызла бы там же себе сразу новую маржу процентов в 10 за счёт значительного увеличения объемов, и получила очередь заказов на несколько лет, которую не смогла бы удовлетворить. Ведь автомобиль стал бы прямым конкурентом BMW 5/Audi 6/Mercedes E, а после учёта государственной поддержки, которая есть почти во всех развитых странах, и экономии на топливе спустился по стоимости в конкуренты BMW 3/Audi A4/Mercedes C. Только какая же это бизнес-стратегия - создать спрос, который не сможешь удовлетворить?


70 кВтч для машины меньшего размера, чем Model S 60 и 5 годами прогресса для
аналогичного пробега? Зачем? Слайд из отчёта Advanced Automotive Batteries.

Стоит дополнить, что с учётом того, что Model 3 будет меньше Model S и иметь запас хода, как у 60 кВтч Model S, но получит более современную, чем у машины, чей выпуск стартовал в 2012 году, химию (батарея точно станет легче!), закладывать в расчёты для неё 70 кВтч батарею, как это сделал аналитик из Advanced Automotive Batteries, выглядит нелепым.


"Фанатский" рендер кроссовера на базе будущей Model 3.

Но основной вопрос остаётся в том, сколько Tesla сможет продать Model 3. Пессимистичные аналитики дают цифры от 150 000 до 240 000 автомобилей в год с учётом Model S и Model X. Но уже в 2015-ом году S и X будет продаваться больше 50 000. Так что 150 000 ни в какие пессимистичные ворота не лезет. 500 000 - вполне реальная цифра: столько продаётся BMW 3-ей серии. Её стоимость аналогична будущей Model 3, при этом электромобиль будет более дёшевым в обслуживании и содержании, и гораздо инновационней.

Единственное, что будет необходимо Tesla Model 3, чтобы конкурировать на равных с BMW 3-ей серии в объемах производства - это иметь выбор из такого же числа возможных кузовов. Один седан вряд ли сможет продаваться в таких объемах. А вот если к нему добавить «сарай» и городской кроссовер, цифра в полмиллиона станет более реальной. Впрочем, вице-президент Tesla Motors по инжинирингу уже подтвердил возможность их появления.

Tags: tesla, новости, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments