zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Почему Гигафабрика станет для Tesla Motors провалом

Как только строительство Гигафабрики Tesla Motors начало материализовываться в Неваде, аналитические агенства начали упражняться в своих прогнозах о том, почему компании не стоит строить фабрику, почему аккумуляторы на ней не станут дешевле и т.д. Я собрал все пессимистичные прогнозы в одном посте.


Гигафабрика должна начать производство аккумуляторов в 2017 году, а к
2020-му выйти на объём в 35 ГВтч ячеек и 50 ГВтч модулей в год.

Первой у нас будет аналитическая контора Lux Research, которая выпустила отчёт о том, что объем производства аккумуляторов на Гигафабрике будет более чем на 50% превышать спрос, а стоимость батареи для будущей Model 3 упадёт только на $2 800 по отношению к текущим ценам. Фабрика вызовет "значительное перепроизводство". Анализ предполагает продажу только 240 000 автомобилей в 2020 году, что вызовёт "тонкую как лезвие бритвы" маржу и перепроизводство батарей на 57%. "Кроме того, Tesla не достигнет своей амбициозной цели в 500 000 проданных автомобилей", - добавляет аналитик компании Cosmin Laslau.


Пару лет назад Lux Research делала аналитические отчёты, в которых батареи
оказывались дороже электромобилей, частью которых они являлись.

Сейчас у Tesla самые низкая себестоимость среди производителей электромобилей и плагин-гибридов, около $274/кВтч, согласно анализу Lux Research. Илон Маск ставит целью снизить текущую цену на 30% за счёт масштаба, технологий и размещения фабрики, уменьшив таким образом цену до $196/кВтч с помощью Гигафабрики. Гигафабрика, стоимость строительства которой оценивается в $5 млрд. будет выпускать 35 ГВтч аккумуляторных ячеек для полумиллиона электромобилей. А Tesla продаст только 240 000, таким образом 20 ГВтч производственных мощностей будут не востребованы.


Если бы Tesla закладывала амортизацию в $30 на кВтч, фабрика бы отбилась за
3 года без налоговых льгот. Слайд из отчёта Advanced Automotive Batteries.

Следущим был отчёт Advanced Automotive Batteries. В нём утверждается, что Tesla Motors не понизит цену на батареи ниже $100/кВтч в течении ближайших 10 лет. Именно такая стоимость необходима по мнению аналитика Dr. Menahem Anderman для того, чтобы выпуск автомобиля за $35 000 стал реальным. По его мнению, Tesla Motors будет вынуждена увеличить цену до $50 000 на автомобиль с таким запасом хода, либо автомобиль за $35 000 будет обладать меньшим запасом хода, чем 300 км. Таким образом, он считает, что Model 3 будет стоить $50 000 - $80 000. Он добавляет, что снижение цен на батареи ниже $200 за кВтч маловероятно до 2020 года.


Пока аналитики составляли разгромные прогнозы, Маск выбил
$1.3 млрд налоговых льгот для будущей фабрики.

В конце сентября к ним присоединился аналитик Charles Babbage из журнала Economist. Он считает, что батареи Tesla Motors обходятся в $350/кВтч и компания рассчитывает снизить цену на них до $250/кВтч с помощью Гигафабрики. К 2016-му году Tesla Motors будет продавать 50 000 Model S и Model X в год, а в 2017-ом к ним добавятся 100 000 Model 3 по $35 000. Итого, 150 000 по его прикидкам. А фабрика для 500 000, таким образом она будет загружена только на треть. Но тогда она не даст эффекта снижения цены от масштаба производства.


«Каблучок» Renault Kangoo ZE - один из самых продаваемых электромобилей французской марки.
Несколько месяцев назад и Nissan выпустил электромобиль в таком форм-факторе (e-NV200).

"Tesla, конечно, может всегда добавить другие электромобили к спектру выпускаемых - «каблучок», спорткар (чтобы заменить оригинальный Tesla Roadster), или городской компакт типа Mercedes Smart. Но ни один из них не займёт достаточно мощностей, чтобы радикально изменить ход вещей.", - пишет Charles Cabbage.


Что можно сказать, глядя на эти аналитические отчёты, кроме того, что любой кинутый в Tesla Motors камень - это прекрасный PR, который расходится сотнями статей по новостным агенствам?


На самом деле, 85 кВтч батарея стоит уже дешевле $20 000.
Слайд из отчёта Advanced Automotive Batteries.

С учётом того, что ещё год назад Tesla Motors говорила о том, что стоимость батареи уже меньше 1/4 стоимости всего автомобиля, а с этого момента маржа компании только росла, что подтверждает её отчётность, батарея уже давно обходится в производстве дешевле $250/кВтч. Так что капустный аналитик пролетает совсем мимо, как совершенно не исследовавший предметную область. А если говорить о 2017-2020 годах, то даже если брать стоимость 1 кВтч от Lux Research, 50-60 кВтч батарея, необходимая Model 3, будет стоить $9 800 - $11 760, что вполне вписывается в себестоимость седана от $35 000.


Один из прогнозов продаж Tesla Motors от менее пессимистичных аналитиков.

При текущей марже в 28% Tesla могла сделать бы уменьшить стоимость Model S до $50 000 - $80 000 прямо сейчас, выгрызла бы там же себе сразу новую маржу процентов в 10 за счёт значительного увеличения объемов, и получила очередь заказов на несколько лет, которую не смогла бы удовлетворить. Ведь автомобиль стал бы прямым конкурентом BMW 5/Audi 6/Mercedes E, а после учёта государственной поддержки, которая есть почти во всех развитых странах, и экономии на топливе спустился по стоимости в конкуренты BMW 3/Audi A4/Mercedes C. Только какая же это бизнес-стратегия - создать спрос, который не сможешь удовлетворить?


70 кВтч для машины меньшего размера, чем Model S 60 и 5 годами прогресса для
аналогичного пробега? Зачем? Слайд из отчёта Advanced Automotive Batteries.

Стоит дополнить, что с учётом того, что Model 3 будет меньше Model S и иметь запас хода, как у 60 кВтч Model S, но получит более современную, чем у машины, чей выпуск стартовал в 2012 году, химию (батарея точно станет легче!), закладывать в расчёты для неё 70 кВтч батарею, как это сделал аналитик из Advanced Automotive Batteries, выглядит нелепым.


"Фанатский" рендер кроссовера на базе будущей Model 3.

Но основной вопрос остаётся в том, сколько Tesla сможет продать Model 3. Пессимистичные аналитики дают цифры от 150 000 до 240 000 автомобилей в год с учётом Model S и Model X. Но уже в 2015-ом году S и X будет продаваться больше 50 000. Так что 150 000 ни в какие пессимистичные ворота не лезет. 500 000 - вполне реальная цифра: столько продаётся BMW 3-ей серии. Её стоимость аналогична будущей Model 3, при этом электромобиль будет более дёшевым в обслуживании и содержании, и гораздо инновационней.

Единственное, что будет необходимо Tesla Model 3, чтобы конкурировать на равных с BMW 3-ей серии в объемах производства - это иметь выбор из такого же числа возможных кузовов. Один седан вряд ли сможет продаваться в таких объемах. А вот если к нему добавить «сарай» и городской кроссовер, цифра в полмиллиона станет более реальной. Впрочем, вице-президент Tesla Motors по инжинирингу уже подтвердил возможность их появления.

Tags: tesla, новости, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments