zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Электрический самолёт Sunseeker Duo совершил первые полёты.

Пару месяцев назад я писал о Solar Impulse 2, второй версии бескомпромиссного электрического самолёта на солнечных батареях, способном пролететь несколько суток, пользуясь лишь энергией солнца. Сегодня я расскажу о более простом и приземлённом (насколько это слово можно употребить по отношению к самолёту), но тем гораздо более интересном глайдере Sunseeker Duo.


Sunseeker Duo на испытаниях в апреле 2014 года.

Команда Solar Flight и её лидер, Эрик Рэймонд, создают уже не первый электрический планер на солнечных батареях. Сначала был Sunseeker I в 1990, потом Sunseeker II в 2005, и теперь двухместный Sunseeker, третья итерация планера. Это первый в мире двухместный электрический самолёт на солнечных батареях. С начала постройки планера в октябре 2012 до первого тестового полёта в декабре 2013 года прошло чуть меньше полутора лет.


Для улучшения аэродинамики шасси сделано убирающимся.

После первого тестового полёта на планере без электрического оборудования, Solar Flight проработала и оттестировала все оставшиеся аспекты функционирования электрического глайдера: мониторинг аккумуляторного модуля, мотор, пропеллер, убирающееся шасси. За время безмоторных полётов была обнаружена некоторая нестабильность, ставящая вопрос о необходимости дополнительных солнечных батарей на горизонтальном стабилизаторе. Сейчас же Solar Flight говорит, что самолёт очень стабилен как на земле, так и в воздухе, и превосходит предыдущий Sunseeker II во всех аспектах.


В процессе создания крыла Sunseeker Duo.

"Современные литиевые батареи имеют в 7 раз большую ёмкость, чем никель-кадмиевые, которые мы использовали на Sunseeker I", - вспоминает Рэймонд, - "Когда мы первый раз делали наброски планера, мы даже не могли себе представить солнечные батареи с большей, чем 20% эффективностью. Эти технологии - мечты, воплотившиеся в реальности."


В электрическом самолёте настолько тихо, что гарнитура для общения не нужна.

В ходе первого полёта Sunseeker Duo планировал без мотора на скорости 50-140 км/ч и поднимался при включённом моторе со скоростью 65-70 км/ч. И даже в этот момент не требовалась гарнитура для общения между людьми в кабине, электрические двигатели намного тише бензиновых. Несмотря на огромные крылья, Sunseeker Duo вполне способен на некоторые акробатические фигуры, хотя бы ту же петлю. После завершение фазы тестирования, команда планирует совершить серию перелётов на планере по всему миру для демонстрации достижений самых последних технологий.


Приборная панель Sunseeker Duo.

Что касается характеристик глайдера, благодаря широкому применению композитов, он получился очень лёгким. Вес самого самолёта всего 280 килограмм, к которым можно добавить 200 кг полезной нагрузки. Размах крыльев Sunseeker Duo - 22 метра. Электрический мотор имеет номинальную мощность в 20 кВт и пиковую 25 кВт. 1510 солнечных элементов, закрывающих почти всю верхнюю поверхность самолёта, могут давать в сумме около 5 кВт энергии.


В качестве солнечных батарей используются кремниевые
элементы Sunpower с эффективностью почти 23%.

Что касается типа используемых элементов, как и в Solar Impulse 2, использовались 22.8% элементы производства Sunpower. Вместо GaAs, используемого раньше на всех экспериментальных самолётах настало время дешёвого кремния. Эффективность монокристаллического кремния выросла настолько, что становится уже достаточно такой мощности модулей, а при цене на порядки меньшей, чем у GaAs модулей, выбор становится очевидным, даже на экспериментальных проектах с хорошим финансированием.


Как и у многих обычных глайдеров, крылья у Sunseeker Duo складываются.

Точная ёмкость батарей не сообщается, но используется 300-вольтная система из 72 аккумуляторов, на которой можно 20 минут крутить мотор на максимальной мощности, что даёт оценку ёмкости батарей в 8 кВтч. Если крутить мотор по максимуму, планер может достигать 80 км/ч, а планируя с потерей высоты он будет разгоняться до 160 км/ч, поэтому обычно на моторе набирают высоту, а потом медленно планируют, накапливая свежий заряд за это время.


С полностью сложенными крыльями Sunseeker Duo легко
перевозить в трейлере по дорогам общего пользования.

Создатели заявляют, что на Sunseeker Duo можно летать вдвоём на солнечной энергии в течении 12 часов и более. И нет никаких оснований им не доверять, потому что характеристики самолёта вполне это позволяют. Но что ещё более важно, на создание Solar Impulse 2 ушла сотня миллионов долларов, а команда Solar Flight была ограничена несколькими сотнями тысяч. И этого оказалось достаточно, чтобы создать гораздо более практичный самолёт.


Elektra One в небе над Каннами, Франция.

Как когда-то начали появляться электрические планеры в дополнении к бензиновым, я думаю, скоро начнут появляться и планеры на солнечных батареях. Не экспериментальные, а более массовые, свободно продающиеся модели. Если посмотреть на современный электрический глайдер, например, Pipistrel Taurus Electro G2, который хоть и имеет значительно меньший размах крыльев, но тоже двухместный, с электромотором, и весит чуть больше 300 кг. Даже если увеличить размах крыльев и добавить солнечные батареи, его масса вырастет не значительно. Особенно, если учесть, что без широкого применения композитов двухместные глайдеры весят за 600 килограмм, и на них тоже летают.


Первый полёт Sunseeker Duo с установленной электрикой.

Конечно, электрический планер с солнечными батареями это не чистый спорт, который предлагают безмоторные планеры, но зато он даёт возможность самостоятельно взлетать с земли. И преодолевать большие расстояния на нём проще. К тому же, если вопрос только в моторе, бензиновые планеры появились очень давно и прочно заняли свою нишу моторных глайдеров.
Tags: новости, электрический воздушный транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments