zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Электромобили и плагин-гибриды. Часть 2F. Опыт Нидерландов в популяризации подключаемых автомобилей.

Сегодня очередь рассказа о Нидерландах, второй в мире стране после Норвегии по распространённости электромобилей и плагин-гибридов. В стране больше 35 тысяч подключаемых авто, в абсолютных цифрах больше чем в Норвегии. Но в Нидерландах проживает больше 16 миллионов человек, у которых 8 миллионов автомобилей, так что несмотря на высокие продажи, 1% от автопарка подключемым автомобилям пока не светит, текущая доля немного больше 0.4%.


За прошлый год в Нидерландах зарегистрировано почти в 3 раза больше
электромобилей и плагин-гибридов, чем за все предыдущие годы.

Кажется, что две страны в деле популяризации электромобилей и плагин-гибридов очень похожи: в прошлом году продажи категории в Норвегии составили 5.6%, а в Нидерландах 5.34% от всех новых автомобилей, но на самом деле, разница между ними огромная. Если в Норвегии лидеры продаж - электромобили, Tesla Model S и Nissan Leaf, то в Голландии всё наоборот - самые продаваемые здесь плагин-гибриды. Подключаемых гибридов больше 80%, а электромобилей меньше 20% от всего сектора, и если бы не Tesla Model S, пять самых популярных подключаемых автомобилей были бы плагин-гибридами.


Автопарк плагин-гибридов и электромобилей в Нидерландах, май 2014г.

И для этого есть причины. Во-первых, в Нидерландах не нашли нефть страна заметно беднее, GDP на человека в два раза меньше Норвегии, около $47k. Это значит, что категория людей, которые могут себе позволить два автомобиля, электромобиль для городских поездок и обычный авто для всего остального, значительно меньше, поэтому автомобили голландцев практичней. Да и государственная поддержка для обоих видов подзаряжаемого транспорта до недавнего времени была равновелика, и только сейчас электромобили стали выгоднее по налогу на авто для компаний (4% у электромобилей против 7% у плагин-гибридов, 20-25% у более традиционных авто), а для частных лиц преимуществ в покупке электромобиля перед плагин-гибридом нет вообще.


Плагин-гибридов уже покупают больше, чем обычных гибридов,
притом что по обычным гибридам Голландия первая в Европе.

Для частных лиц основная поддержка государства в отсутствии регистрационного сбора, но по сравнению с поддержкой в Норвегией, она намного меньше. Тем не менее цель правительства, 15 000 - 20 000 подзаряжаемых автомобилей на дорогах к концу 2015 г., была достигнута ещё в конце 2013 года. Следующие цели - 200 000 к 2020 году, и 1 000 000 к 2025 г. Хочется верить, история повторится и голландцы снова переплюнут планы своего правительства. В то же время, государственная поддержка уже стала предметом критики оппозицией, которая набрасывает, что правительство потратило на субсидиирование 22 000 подключаемых автомобилей в 2013 году аж €500 млн, то есть около 23 тысяч евро на автомобиль.


Шведский сарай долго удерживал лидерство в чарте подключаемых автомобилей
в Голландии, пока его не потеснил более дешёвый Mitsubishi Outlander PHEV.

Чтобы понять, насколько права оппозиция, возьмём для примера один из самых популярных плагин-гибридов в стране, Volvo V60 PHEV и сравним его с ближайшим дизельным V60 (D5 aut., 215 л.с.) по государственным сборам. Так как автомобиль очень дорогой и большой, на более мелких автомобилях размер субсидий будет ещё меньше. Итак, новый плагин-гибрид стоит €60к, лучший дизель такой же комплектации, но поовощнее стоит €52к (7.7 секунд до 100 км/ч против 6.1 секунды у плагин-гибрида). В эту цену уже включен регистрационный налог, для плагин-гибрида он составлял 0, а для Volvo D5 aut. больше 15 тысяч евро (7 тысяч за авто с двигателем D5 и 8 тысяч за автомат). Правда, в цене плагин-гибрида НДС составляет на 4 500 евро больше. Кроме того, плагин-гибриды и электромобили ещё на два года освобождены от уплаты дорожного сбора (€2 600 для дизельного сарая).


Такую математику приводит Nissan на своём сайте, но судя по продажам Leaf-ов,
значительно отстающим от Норвегии, для покупателей этого недостаточно.

Получается, плагин-гибридный сарай будет стоить для голландца столько же, сколько и обычный с автоматом, а при этом будет экономичней и заметно шустрее. На самом деле,можно будет сэкономить ещё на электричестве тысячи полторы евро в год. Дизель в Нидерландах стоит 1.75 евро за литр, а электричество 18 евроцентов для частных лиц, а на электрических зарядках 25 центов. Ещё есть некоторое количество бесплатных парковок и зарядок. А компании дополнительно могут сэкономить на освобождении от налога на использование автомобиля, тогда экономия станет заметно больше. Но даже при регистрации Volvo V60 PHEV на компанию не получается цифра, озвученная оппозицией. А на частном лице государство суммарно потеряет €18 000 на плагин-гибридном сарае Volvo и €7 500 на электромобиле Nissan Leaf за несколько лет.


Типичный квадратный километр Амстердама, хранящийся в палате мер и весов.

Что касается зарядок, как я уже писал в посте о зарядной инфраструктуре, в стране явно доминируют медленные зарядки. При том, что всего точек около 6 000, 3 500 из них - публичных медленных, 2 300 медленных с ограниченным доступом, и лишь 106 быстрых. Мало того, часть из этой сотни ещё и с ограниченным доступом. Несмотря на то, что крупнейший производитель зарядных устройств планирует поставить более 200 станций в ближайший год-полтора, на данный момент количество быстрых зарядок явно не способствует продажам электромобилей. Хотя климат в Нидерландах ещё мягче, чем в Норвегии, а c запада на восток вся страна занимает километров 160.


Именно в голландском Тилбурге Tesla Motors разместила
европейское крупно-узловое сборочное производство.

И уже традиционное, что мне нравится, что нет. Не нравится явный перекос в сторону плагин-гибридов, хотя именно из-за него в Европе сейчас есть живой пример как страны с взрывным ростом электромобилей, так и страны с заметной долей плагин-гибридов. И можно будет узнать на живом примере, что выйдет из обеих практик. А нравится то, что заметных продаж Нидерланды достигли достаточно малой кровью, послабления для подключаемых автомобилей здесь заметно меньше, чем в Норвегии, и тем не менее успехов страны в популяризации электромобилей и плагин-гибридов трудно не заметить.

Оглавление статей на эту тему
Tags: плагин-гибриды, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments