zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Электромобили и плагин-гибриды. Часть 2E. Опыт Норвегии в популяризации подключаемых автомобилей.

Статьи об опыте различных стран начну, пожалуй, с Норвегии. Самую северную европейскую страну можно считать пионером автомобильной электрификации. Парк электромобилей и плагин-гибридов в феврале 2014 г. перемахнул через отметку в 1% от всего автопарка страны, что с учётом малого возраста индустрии и того, что в любой стране мира полная смена автопарка занимает больше 10 лет, очень круто. Кстати, наверное, даже просто электромобилей в Норвегии уже больше 1%, доля плагин-гибридов во всех подключаемых автомобилях в стране совсем небольшая. Но обо всём попорядку.

norway-exports
Структура норвежского экспорта. Что же она мне напоминает?

С чего всё началось? Вначале в Норвегии нашли нефть, и так она стала страной с самой большой долей электромобилей в мире. На самом деле да. ВВП на человека Норвегии в зависимости от источника находится в районе $100k, что ставит страну на 4-5 место в мире. И рост доходов национальной экономики произошёл как раз одновременно с ростом добычи углеводородов, и повышения их стоимости на мировом рынке. Получается, что только в 2-3 странах валовый продукт, приходяющийся на одного человека больше, чем в Норвегии. Страна явно может себе позволить более дорогой на текущий момент электрический автотранспорт.

gold-price
Цена на обычный Golf начинает от €31k или $42k, что почти в два раза дороже,
чем в Германии, зато e-Golf стоит дешевле, чем в стране производства.

А дальше Норвегия как профессиональный дилер, который сам не сидит на своих наркотиках, начала душить локальное потребление нефтепродуктов. В стране самый дорогой бензин в Европе, да и, наверное, во всём мире - почти 2 евро, или 90 рублей за литр. При этом электричество заметно дешевле, чем в той же Германии или Дании, 12 евроцентов (5.5 рублей) за кВтч против 27 в Германии и 29 в Дании. Плюс традиционные автомобили в Норвегии обложены такими регистрационными и таможенными платежами, что стоят в два раза дороже, чем в среднем по Европе. А электромобили от многих из них освобождены.

electric-cars-sale-prices
Стоимость подключаемых автомобилей, продающихся в стране в норвежских кронах, NOK.
В долларе США примерно 6 NOK, в евро - 8. За 1 NOK дают около 5 руб. 70 копеек.

В резлуьтате стоимость всех электрических автомобилей в стране по отношению к автомобилям с традиционным двигателем гораздо ниже, чем во всём мире. Если в США Tesla Model S 85 стоит $80k, при этом Audi A6 стоит от $43k, а Audi A8 от $75k, то в Норвегии та же Model S 85 стоит $88k (всего на 10% дороже, чем в США), а вот Audi A6 от $76k, A8 от $169k (с двигателем 2.0 литра!). То есть если в США Model S вынуждена конкурировать с самым высоким классом немецкой тройки, то в Норвегии против неё стоят уже лишь Audi A6/BMW 5/Mercedes E-Class. А за стоимость самого овощного S-Class можно купить две Теслы, и пока одна заряжается, на другой ездить в булочную. Та же самая картина получается и с остальными электрическими автомобилями.

registrations-per-year-2008-2013
В Норвегии были какие-то электрические автомобили и до 2011 года.

Кстати, что касается зарядки. Типичный аргумент противников электромобилей состоит в том, что, мол, на электростанциях всё равно жгут ту же горючку. Я не буду здесь расписывать про то, где и что "жгут", напишу только о Норвегии. 1 166 гидроэлектростанций обеспечивают стране 96% генерации электроэнергии. Если брать статистику за 2011 год, из 128 ТВтч, произведённых в стране, 122 пришлось на ГЭС, почти 5 на ТЭЦ, и больше 1 ТВтч на ветрогенерацию. К этому году ветрогенерация скорее всего дошла до 2ТВтч в год, начал появляться и сектор солнечной генерации. То есть электрический микс в стране - чище не придумаешь. Это один из веских доводов в пользу развития электромобилей в стране.

parking-electric
Прикиньте, сколько на этой городской парковке автомобилей стоят бесплатно.

В Норвегии электромобили освобождены от налога на покупку и от 25% НДС. Электромобили освобождены от ежегодного дорожного сбора, платежей за платную парковку, платежей за проезд по платным дорогам и использование паромным переправ. Электромобили дешевле застраховать (тут государство не причём), а почти все зарядки в стране вообще бесплатные. Кроме того электромобили могут пользоваться автобусными полосами. И это уже становится проблемой в Осло, где электромобили особенно популярны. Например, по результатам измерения 3 декабря 2013г., в час пик на выделенных полосах было 620 электромобилей и 62 автобуса.

study-reasons
Опрос о том, какие государственные инициативы для вас важнее, проведённый в
рамках норвежского исследования среди владельцев электромобилей.

Все эти меры поддержки кончатся а скорее всего будут просто пересматриваться в 2018-ом году или когда парк электромобилей в стране достигнет 50 000 штук, то есть уже в начале следующего года. Всего же в стране с 5 млн. населения около 2.5 млн. автомобилей. А сейчас Норвегия собирает все возможные титулы, которые можно только придумать, как критерий оценки популярности электромобилей.

norway-sales-6mo
Продажи электромобилей в Норвегии за последние полгода.

В сентябре и декабре 2013 года самым продаваемым автомобилем в стране был Tesla Model S, электромобиль. А Nissan Leaf проделал то же самое в октябре. В этом году доля электромобилей среди всех автомобилей, продаваемых в стране держится в районе 16%. Несомненно, после отмены части инициатив (не думаю, что отменят все), взрывной рост несколько замедлится, но уже сложно представить, что когда-нибудь в Норвегии продажи электромобилей смогут упасть ниже 10%. А это уже полноправный участник рынка автомобилей на равне с дизельными и бензиновыми автомобили, а не какой-то маргинал.

norway-registered
Почти половина зарегистрированных в Норвегии электромобилей - Nissan Leaf.

Норвегия, конечно, не Россия в плане низких температур, в том же Осло температура редко опускается ниже -5°C, что ставит город скорее на один уровень с Калининградом или Санкт-Петербургом, а не, например, Иркутском. Но и такая температура согласно многим исследованиям заметно сокращает дистанцию, которую можно проехать на полностью заряженном электромобиле. Но это не сильно помешало становлению рынка электромобилей в стране, а дальше по мере роста средней ёмкости батареи у электромобилей, проблема станет сходить совсем на нет.

norway-charging-points
Почти половина зарядок в стране находится в столице, Осло.

Мне нравится опыт Норвегии в популяризации электромобилей, потому что она практически не использовала положительную ценовую поддержку подзаряжаемых автомобилей, а вместо этого оказывала финансовое давление на обычные автомобили. Такой подход воспринимается гораздо лучше, чем более традиционные финансовые инициативы для электромобилей, применяемые в большинстве других стран. Ведь вместо того, чтобы говорить потребителям, вот я государство, доплачу вам денег за машину, потому что она меньше загрязняет среду, и вызывая тем самым гнев противников электромобилей, государство говорит: вот ДВС автомобиль, он очень грязный, поэтому я обложу его горой налогов. А вот электромобиль, он не грязный, поэтому налогов на него почти не будет. То есть государство не столько поддерживает электромобили финансово, сколько не поддерживает традиционные.

Оглавление статей на эту тему
Tags: электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments