zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Tesla отчиталась за первый квартал 2014 года.

Недавно Tesla Motors отчиталась за первый квартал 2014 года. Об этом пишут уже даже неавтомобильные издания, тот же ЪКоммерсант, так что непонятно, зачем мне ещё что-то писать. Но все издания фокусировались на финансовых показателях, где как раз ничего интересного нет и не будет: компания напоминает, что не планирует получать прибыль в этом году. Зато русские издания не осветили некоторые моменты, освещенные в послании инвесторам и прозвучавшие на последующей пресс-конференции.


После объявления финансовых результатов за первый квартал
2014 года, акции Tesla Motors заметно упали в цене.

Кратко - по GAAP (стандартная бухгалтерская методика, по ней же отчётность сдаётся регуляторам) опять убытки - $50 миллионов, по своей методике - $17 миллионов прибыли. Остатки кэша на счетах - $2.6 млрд. Многие компании ведут бухгалтерию по GAAP и по какой-нибудь своей методике, в этом нет ничего нового. В случае с Tesla Motors основная разница в методиках всё та же, что и раньше - по non-GAAP компания считает, что продаст лизинговые автомобили и автомобили, которые могут вернуть по гарантии бай-бэка, по хорошей стоимости. Критики упирают на то, что, да кто купит эти 3-летние автомобили по такой стоимости, тем более технологии так интенсивно развиваются. По мнению же Tesla Motors, трёхлетняя базовая P85, например, будет стоить $40k. Сейчас б/у машины 2012 года с батареей на 85 кВтч продаются минимум за $70 000.



За компоненты для Toyota RAV4 EV Tesla получила $15.1 млн по итогам Q1'14.

Сравнивая с первым кварталом 2013 года, количество машин переданных клиентам увеличилось совсем немного: 4 900 седанов Model S было передано в первом квартале 2013 года, а за Q1'14 - 6 400 автомобилей, то есть всего на 30% больше. На столько же примерно увеличились оборотные средства. Даже меньше: компенсации по продаже "зелёных" (CARB) кредитов сошли практически на нет, а совместная программа с Toyota по выпуску RAV4 EV подходит к концу и закончится в этом году. Правда начинаются продажи электрического Mercedes B-class, но вряд ли у Tesla столь же выгодные условия по этому контракту, как были с Тойотой.


За год издержки на разработку и обслуживание продаж
выросли в два раза, а валовая прибыль почти не увеличилась.

При этом издержки на R&D (разработка) и на обслуживание продаж увеличились ровно в два раза - кроссовер Model X в течение года должен встать на конвейер и тратится достаточно много денег на доработку этой модели. Одновременно открываются приличными темпами новые офисы, сервис-центры и суперзарядки, и с ростом их числа растёт и общая стоимость обслуживания. В первом квартале прошлого года было открыто 34 центра продаж и 41 сервис-центр, сейчас же открыто почти 100 центров продаж и 75 сервис-центров.


Расположенная по всему миру сеть центров продаж и
сервисных центров в стадии самого активного строительства.

К концу года должны заметно вырасти оборотные средства, я думаю клиентам будет передано не менее 10 000 машин (на Q2'14 уже прогноз 7 500, а Tesla всегда перевыполняет свои прогнозы), то есть можно ожидать роста валовой выручки процентов на 60. При этом маржа как минимум не ухудшится, более того компания рассчитывает увеличить её с текущих 25.4% (GAAP - 25.3%) до 28%. Вложения в R&D уже не будут так расти, Model X пойдёт в релиз, а основные постоянные расходы в худшем случае будут расти прежними темпами. Правда непонятно, как Tesla Motors успеет передать клиентам за год запланированные 35 000 машин, но, напомню, компания всегда выполняла свои прогнозы с небольшим заделом.


Прототипы Model X, проходящие тестирование, уже попадаются на дорогах Калифорнии.

Напугали инвесторов и не слишком хорошие квартальные данные, и заявления некоторых аналитиков о том, что продажи в США медленно растут или рост совсем остановился. Про продажи в США - действительно похоже на то, правда Элон Маск говорит о росте на 10% к кварталу. Но даже если спрос в США почти не растёт, не вижу повода для беспокойства, просто предложение в штатах достигло спроса, ничего в этом страшного нет. Компания выходит сразу на несколько новых рынков, плюс скоро выйдет Model X, которая заметно увеличит продажи в том числе на домашнем рынке. Тем не менее, после объявления результатов Q1'14 акции упали процентов на 10.


К концу года производство будет доведено до 1 000 автомобилей в неделю,
а мощности можно будет легко перекидывать между Model S и Model X.

Что касается остальных подробностей, раскрытых в письме инвесторам или на пресс-конференции в конце, дела обстаят так. В конце года производство будет увеличено до 1 000 автомобилей в неделю с нынешних почти 700. Недостаток поставки батарей ещё будет сохраняться во втором квартале, но уже в третьем сойдёт на нет. Продажи автомобилей с правым рулём начнутся в Лондоне - в мае, до Гонконга и Японии автомобиль доедет летом.

Интересные подробности всплывают про Китай. Как оказалось, в Поднебесной компания год согласовывала все необходимые документы для продажи седанов, но на этом её проблемы не закончились. Сейчас приходит много отзывов от клиентов, что они не могут получить разрешения на подключения, особенно в мегаполисах подключения практически не согласовываются. Поэтому Tesla Motors начала и будет продолжать ставить в Китае суперзарядки прямо в городах.

Для ГигаФабрики будет утверждено первое место для строительства через месяц, а ещё через месяц-два появится второй вариант. Согласовывать будут сразу обе площадки, чтобы минимизировать риски отстать от планов. Через три года рынок электромобилей станет гораздо более конкурентным, и для Tesla Motors любое промедление может стоить жизни компании.

Ну и последнее, хотя от этого не менее важное: Тесла откроет ещё 200 суперзарядок до конца года, доведя их число до 300! То есть дальше до конца года суперзарядки будут открываться примерно по одной в день.
Tags: tesla, новости, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments