zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Smith Electric похоже всё

Где-то в 2010-ом, когда начал расти интерес к электромобилям, появилось большое количество стартапов, как и в любой новой индустрии. Довольно быстро они столкнулись с одними и теми же проблемами: на окружающую среду всем насрать сверх того, что карается денежными штрафами от государства, а переплачивать за новый опыт в автомобилях, теряя многие преимущества ДВС-автомобилей вроде запаса хода и развитой инфраструктуры, готовы немногие. Единственное чем можно привлечь масс-маркет - экономией средств, но это противоречит принципам стартапов - срубить побольше денег в новой индустрии, пока она не созрела и не стала устоявшей. В результате многие проекты держались на государственных грантах и по мере столкновения с жестокими рыночными реальностями банкротились один за одним: здесь можно вспомнить и CODA, и Fisker (который, правда, купили китайцы и собираются возродить, но несколько сотен миллионов долларов в нём уже утонуло), и Better Place.


Годовая оценка использования Tesla Model S в такси против Mercedes E-класса.

Теперь, похоже, настало время банкротиться Smith Electric. Концептуально задумка очень хороша: делать электрические автомобили для бизнеса. Если оценить, во сколько обойдётся грузовой автомобиль на аккумуляторах, может сложиться впечатление, что уже сейчас реально делать автомобили, которые работая для бизнеса при высоких постоянных пробегах могут окупать себя за счёт экономии на топливе и обслуживании.


Сборка Smith Newton на заводе в Канзасе, США.

Но, во-первых, Smith Electric не производит кузова для автомобилей, они берут готовое шасси и переоснащают его на электрический привод. Во-вторых, Smith Electric, как и любстартап нацелен на высокую наценку: новые технологии это высокорисковый бизнес. Когда люди вкладывают деньги в такие проекты, они рассчитывают на высокую прибыль, иначе такие вложения были бы убыточными. Высокие риски, высокий шанс просто потерять всё. Ну и из-за высокой цены вытекает третья проблема - малые объемы, которые завязаны мёртвой петлёй на цене.


Smith Electric тоже оценивает свои автомобили дешевле дизельных.

В общем, недавно появилась новость, что Smith Electric приостановил производство. Это единственное предприятие которое производит коммерческие электрические транспортные средства в неединичных объемах. Сейчас предприятие имеет два завода: в Канзасе и в Великобритании. Были планы открыть производства в Нью-Йорке и Чикаго, но теперь они заморожены. Выступая в связи с приостановкой производства, CEO компании Брайан Хансель сказал, что не видит дальнейшего смысла производить автомобили в столь малом количестве, сохраняя текущую цену.


Микроавтобусы Smith Edison с грузовым салоном.

Хансель отметил, что все поставщики, инвесторы и заказчики в курсе, что компания приостанавливает операции, поскольку это часть плана Smith Electric. И это нормально для такого молодого бизнеса не выйти сразу на прибыль. Теперь компания должна перейти на "следующий уровень" - на большие объемы производства и более высокий уровень продаж.


Smith Electric производил несколько сотен автомобилей в год,
среди клиентов была Coca-Cola, Военно-морские силы США, FedEx и т.д.

Теперь выясняется, что у компании кончились деньги на счетах ещё в 2013 году. Но компания продолжает получать деньги по программе Американского Департамента Энергетики: финансирование будет идти пока компания не закончит выпуск 510 автомобилей, 439 из которых уже выпущено. Всё идёт к тому, что после этого деятельность Smith Electric остановится совсем. Похоже, у компании сейчас единственный шанс, если её купит тот же Ford или вездесущие китайцы. Первый вариант был бы совсем хорош, такая связка помогла бы снизить цены и выйти на высокие объемы продаж. Вопрос только в том, найдутся ли прямо сейчас покупатели на большой объем коммерческих электрических автомобилей.


Испытания микроавтобуса Smith Electric московской зимой в -24°C.

Прежде чем хоронить Smith Electric, расскажу о том, что она выпускала. Было две платформы - Smith Newton, грузовики с грузоподъемностью 3-7.5 тонн, Smith Edison - микроавтобусы и грузовики с грузоподъемностью 725 - 2 300 кг. Smith Edison стоит в Великобритании от 57 000 фунтов, в России его цена становится от 4.5 до 9 млн рублей. В Smith Edison используется батарея размером от 36 до 51 кВтч, а в Smith Newton от 40 до 120 кВтч в зависимости от грузоподъемности и комплектации, выбранной покупателем.


Статистика расхода энергии по 422 грузовикам Smith Newton.

Если для Smith Edison производитель обещает расход около 32 кВтч/100 км, то для Smith Newton есть практические данные от эксплуатантов. По тем четырём сотням автомобилей, что и по сей день работают в США собралась неплохая статистика. Например, за 2012 год они вместе проехали 2.8 млн км, потратив на это около 2.3 млн кВтч. А средний расход в реальной коммерческой эксплуатации составил около 80 кВтч/100 км.

Поскольку Smith Electric переживает сейчас свои худшие времена, возникает один вопрос. Не появились ли электрические коммерческие автомобили слишком рано на рынке?
Tags: коммерческие электрические автомобили, новости, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments