zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Часть 2A. Продажи легковых электромобилей и плагин-гибридов в 2013-ом году.

2013 год прошёл, и уже, в принципе, есть информация по всем основным рынкам, где продаются электромобили и плагин-гибриды. Основная сложность в подсчёте связана с тем что стран много, и, если по тем рынкам, где хорошо продаются электромобили, информацию публикуют практически сразу, то по остальным странам информацию найти очень тяжело. Например, по США все данные* были уже 4 января. Почему со звёздочкой? Потому что по Тесле данные только примерные. Все автомобили кроме неё в Штатах продаются через дилеров, которые и публикуют регулярно данные о продажах, а Тесла через дилеров продаваться не хочет и воюет с ними всю дорогу. Точные цифры по тесле появятся только, когда компания объявит итоги 4-го квартала, 19 февраля.

Штаты самый крупный рынок, дальше идёт Западная Европа. В Европе по каждой стране информация поступает отдельно. В лучшем случае в конце января есть цифры по США, Японии, Западной Европе, Китаю. Есть ещё несколько рынков по которым легко найти информацию: Канада, Австралия, часть Восточной Европы. А вот о том, что творится в остальном мире, найти информацию очень тяжело. Ну, представьте, стран под 200. Кажется нет там никаких продаж да? А в России за 2013 год было продано только i-Miev-ов 211 штук. Да, он один продавался официально, но надо понимать ещё какое-то количество машин было ввезено менее официальным способом.

Nissan Leaf
Откуда в России Nissan Leaf? А, тем не менее, легко
найти в гугле с десяток Leaf-ов с разными номерами.


Окей, пусть будет в сумме всего 500. Мало? Но это больше чем в Португалии, и сравнимо уже, например, с Бельгией. При этом поддержки у нас не было никакой, пошлины, -30С, вот это всё. И где-то 50 стран имеют ВВП, больший чем у нас. Основные рынки, 20 стран вычеркнули, но там ещё 30 выше. В каких-то из них к тому же есть поддержка электромобилей на государственном уровне. И вот эти 500, там 200, ну явно во всём мире эти вторичные рынки в сумме наберут несколько тысяч. Motor.ru писал, что в начале 2012 года было около 200 электромобилей в Москве, а в мае 2013 года, уже около тысячи. Получается около 800 за год, а такие цифры пока играют роль в мировом разрезе. Плюс, очевидно, что 2013 был успешней 2012 даже у нас. Кто слышал об электрических автомобилях год назад? А сейчас даже в России многие знают, что такое Тесла.

К чему я это всё веду? К тому что даже за 2012 год не найдёшь информации по рынкам кроме основных. Так что остаётся только примерно оценивать. Причём здесь 2012-ый? Потому что нам надо с чем-то сравнивать, и поэтому я начну с результатов 2012 года.

Продажи электромобилей и плагин-гибридов в 2012 году
Продажи электромобилей и плагин-гибридов в 2012 году.

2012 год. Что мы видим на карте мира. Основные рынки: США, Западная Европа, Япония, Китай. Такая история нас будет сопровождать долго, но доля остальных стран в общей картине, как мне кажется, с годами будет расти. С другой стороны эти 4 региона купили больше 50% от всех автомобилей, да и приличная часть мировых денег сосредоточена в них же.

Электромобилей и плагин-гибридов же в этих странах купили в сумме 135 719 штук. Если же брать весь мир, то нужно прибавить страны типа России, Эстонии, Канады и т.д., и есть, конечно, разные оценки. 140 тысяч, 150 тысяч, 200 тысяч в сумме, кто больше? Я взял самую консервативную оценку в 140 тысяч. Но точные цифры, повторюсь, у нас только по 4 основным рынкам. И плюс по отдельным странам, по которым я смог найти данные.

135 тысяч - это почти в три раза больше чем продали в 2011. В 2011-ом электромобили только начали появляться, если не считать i-Miev-а (для него это был второй год), и за первый год их купили совсем мало. Мировая доля, конечно, выглядит ничтожно, 0.18% от всех проданных автомобилей, но это только начало. Главное, чтобы она росла.

Продажи электромобилей и плагин-гибридов в 2013 году.
Продажи электромобилей и плагин-гибридов в 2013 году.

211 тысяч автомобилей с электрической или плагин-гибридной трансмиссей разошлось по покупателям в 4-ёх основных регионах за 2013 г. Уже не в два раза к прошлому году, но оптимизма не убавляется. Во-первых, некоторые рынки демонстрируют просто прекрасный рост. Те рынки, что показали хорошие результаты в 2012 году, круто выросли и в 2013-ом. Для тех же стран, что хуже всего выросли к 2012-ому году, характерно, что почти во всех из них сыграли роль мощные общерынночные факторы, типа снижения ВВП. В общем, богатые богатели, бедные беднели :) Сверху я думаю можно смело накинуть до 225 тысяч. В 2012-ом я накинул 3%, в 2013-ом 6.5%, потому что доля остальных стран растёт и будет только увеличиваться. Даже там, где ничего не было в 2012-ом году, в 2013-ом появились новые электромобиля.

По регионам картина такая. Штаты увеличили свою долю. Штаты, вообще, источник оптимизма, в них очень большая доля домохозяйств, живущих в своих домах/таунхаусах, и они меньше всего зависят от шагов государства по установке/поддержке установки зарядной инфраструктуры. Да, продажи в США сильно тяготеют к концу года из-за налогового возврата, предоставляемого государством, но главное то, что большая часть населения страны может иметь домашнюю зарядку без всяких бюрократичеких препонов.

Европа осталась примерно с такой же долей, как в прошлом году. На самом деле, первые три квартала картина в Европе была не очень хорошая, за 9 месяцев было продано 34 293 электрических или плагин-гибридных авто. И в последние три месяца Европа всё-таки своё отыграла, к тому же вышло несколько новых потенциально хорошо продающихся моделей, которые я думаю уже подзарядят 2014 год.

Китай тоже сохранил свою долю, но ничем не удивил. Япония сильно потеряла в доле, хоть и выросла к предыдущему году. И главная причина, я думаю, здесь не в том, что в стране продаются только автомобили своих производителей, а остановка всех АЭС. Скорее всего в стране была сильно увеличена цена на электричество, может быть введены какие-то нормы, из-за того что большую часть электричества сейчас Япония вынуждена производить самым дорогим способом, сжигая жидкие углеводороды. Я обязательно освещу этот вопрос подробнее в другой статье. А надежду на рост в этом году в Японии внушает старт продаж BMW i3 и Tesla Model S.

Продажи электромобилей и плагин-гибридов в США в 2012 году.
В США в 2012 году продали 52 тысячи электромобилей и плагин-гибридов.

Теперь подробнее пробежимся по основным регионам, и начнём с США. В 2012 году в стране продали чуть больше 50 тысяч подзаряжаемых автомобилей с электрической трансмиссией. Самым продаваемым электромобилем был Nissan Leaf, тогда продали почти 10 тысяч "листиков", плагин-гибридом - Chevrolet Volt с более, чем 23 тысячами продаж. Заметьте что тут доля "электричек" среди всех автомобилей получалась уже в два раза больше общемировой, 0.36%. Некоторые аналитики/журналисты считают долю только к легковым автомобилям, без категории "Лёгких грузовиков", к которой в стране относятся все типа SUV-ов и пикапы. Получается совсем красивая цифра, но, конечно, это проблема электромобилей и плагин-гибридов в том, что среди нет ни одного SUV-а или пикапа на американском рынке.

Продажи электромобилей и плагин-гибридов в США в 2013 году.
А в 2013 году в штатах продали уже почти 100 тысяч подзаряжаемых автомобилей.

В прошедшем году в США уже было продано 95 тысяч автомобилей, но лидеры категорий остались всё те же. Заметьте, что росли главным образом электромобили. Во-первых, Volt становится всё менее привлекательным. Американцам нужен главным образом плагин-гибридный SUV или минивэн. Многие продвинутые американцы хотят иметь в доме большую машину для длинных поездок всей семьёй и электрический авто для ежедневных поездок. И эта большая машина легко могла бы быть плагин-гибридом, если бы такой был на американском рынке. А те, кто победнее соответственно хотят одну машину для всего и упираются в то, что Volt не может быть универсальной машиной: там всего 4 места, а в тех же Ford-ах "съеден" приличный кусок багажника.

Ещё более усугубляет эту ситуацию то, что единственный появившийся автомобиль, который хорошо бы подходил под такой спрос - Mitsubishi Outlander доедет до США только в 2015 году. Зато Ford снижает цены на свои плагин-гибриды и грозится добавить к ним дешёвый Focus. В общем, год покажет, что произойдёт, а за 2013-ый в США больше всего купили Chevrolet Volt - 23 тысячи, Nissan Leaf - 22.6 тысяч, Tesla Model S - 17.6* тысяч, Toyota Prius PHV - 12 тысяч, Ford C-MAX Energi - 7 тысяч, Ford Fusion Energi - 6 тысяч. Остальных моделей менее 2 тысяч каждой.

Доля подключаемых автомобилей в продажах всех автомобилей в США в 2013 г. по штатам
10 штатов США с наибольшей и наименьшей долей электромобилей и
плагин-гибридов среди всех регистраций автомобилей в 2013 году.

В топах среди штатов - Вашингтон, Гаваи, Калифорния. Попадание почти на самый верх Гаваев удивительно, но у островов есть одно неоспоримое преимущество: расстояние между самыми крупными городами на Большом острове - 120 км, и эти города расположены на двух противоположных берегах. То есть проблема запаса хода для Гаваев почти не актуальна. Что же меня тогда удивляет? На Гаваях самая дорогая генерация электричества, потому что до недавнего времени почти вся она основывалась на дизельном топливе. Средняя стоимость электричества для частных лиц на Гаваях - 37 центов при 12 центах в среднем по штатам. Гибридом обладать на Гаваях выгоднее. Но, в последние пару лет на Гаваях стремительно набирает рост установка фотовольтаики, и вся эта доля владельцев электромобилей почти наверняка уже установила солнечные панели, поэтому иметь электромобиль им становится намного выгоднее.

В Калифорнии же одна только Тесла заняла 0.5% от всех проданных автомобилей. Или 9.8% в сегменте "Спортивных и лакшери автомобилей". Среди штатов с самой маленькой долей регистраций - фермерские штаты, где в продажах преобладают пикапы. Но, заметьте, в десятку не попала самая холодная Аляска.

Продажи электрических и плагин-гибридных авто, Китай 2012 г.
У Китая сейчас монополия на красный цвет и почти 13 тысяч
проданных электромобилей и плагин-гибридов в 2012 году.

Следующий у нас Китай. Страна в 2012 году показала долю электромобилей и плагин-гибридов в два раза меньше общемировой. При этом лидер продаж - малыш Chery QQ3 EV за $6 500, которых продали 5 305 штук. Это при рынке в 20 млн. автомобилей! Самый продаваемый плагин-гибрид - BYD F3 DM и 1 201 проданный автомобиль. Всё это при задыхающихся от выхлопов мегаполисах, при квотах на количество новых регистраций автомобилей в них, и аукционах, на которых можно купить право регистрации. Может быть через год продажи стали лучше?

Продажи электрических и плагин-гибридных авто, Китай 2013 г.
Продажи электромобилей и плагин-гибридов в Китае за 2013 год.

2013-ой год не стал из ряда вон выходящим. Доля электромобилей и плагин-гибридов никак не изменилась. Хотя у меня нету точных данных по продажам каждой из моделей, судя по всему QQ3 EV всё так же в лидерах, JAC J3 EV второй с 2 500 проданными автомобилями, как и в прошлом году. Я писал что Китай что-то подмухлевал, но получается, что такие мелкие автомобили, как QQ3 EV, он включал в статистику и раньше, так что в принципе Китай всё-таки вырос. Но в отличие от всех остальных регионов, электромобили и плагин-гибриды не росли быстрее рынка всех автомобилей, а лишь росли с такой же скоростью.

Но 2014 год в случае с Китаем внушает оптимизма. Во-первых, здесь очень амбициозный приход Tesla Motors на китайский рынок, о котором я писал в дайджесте за январь. К ней же, вероятно, подтянутся и модели типа BMW i3. Во-вторых, китайское правительство всё-таки начинает понимать, что оно что-то делало не так: в Пекине в этом году лотерея на номера для электромобилей будет отделена от общей и выделена квота на 20 000 электромобилей. С учётом того, что в общей лотерее шанс получить номер значительно меньше 100%, а Пекин достаточно богатый город, есть шанс что эту квоту выберут полностью. А если к Пекину присоединится Шанхай и другие крупные мегаполисы, Китай сможет показать совсем другой результат в этом году.

Продажи электромобилей и плагин-гибридов в Японии за 2012 г.
Продажи электромобилей и плагин-гибридов в стране восходящего солнца за 2012 г.

Перейдём дальше на восток, а напоследок оставим Европу. В Японии продаются пока только автомобили местного производства, лидер 2012 года - Nissan Leaf со стороны электромобилей с 11 тысячами продаж, но в 2011 году у него уже было 10 тысяч продаж на домашнем рынке. А со стороны плагин-гибридов - лидер Prius PHV с почти такой же цифрой. В 2011 году плагин-гибридов в Японии не было вообще.

Продажи электромобилей и плагин-гибридов в Японии за 2013 г.
Продажи электромобилей и плагин-гибридов в Японии за 2013 г. радуют не сильно.

Нужно наверное написать, почему я столь требователен к Японии. Во-первых, Японии традиционно ассоциировалась с новыми технологиями, во-вторых, там есть очень приличная поддержка от государства, в-третьих, там самая большая сеть быстрых зарядок CHAdeMO в мире. И со всеми этими факторами в 2013 году Nissan Leaf-ов продали только 13 тысяч. Если бы не появление Mitsubishi Outlander PHEV, то с учётом просевшего до 4.5 тысяч Prius PHV (оценочно, точные данные по приусу есть только за 8 месяцев), общие продажи бы упали. Аутлэндер мог ещё сильнее увеличить общую цифру, но, как я уже писал, натолкнулся на айсберг технических проблем с батареями, и продавался от силы полгода. Но даже с такими проблема он перемахнул за 9 тысяч проданных автомобилей. В остатках - маргинальные продажи семейства i-Miev, которое предсказуемо теряет позиции и на домашнем рынке.

Продажи электромобилей и плагин-гибридов в Европе за 2012 г.
Продажи электромобилей и плагин-гибридов в Европе за 2012 г.

Из крупных регионов остаётся только Европа. В 2012 году доля электромобилей и плагин-гибридов в Европе составляла лишь немногим более трети процента. Но европейский рынок очень не равномерный и интересны продажи в отдельных странах, которые я рассмотрю ниже на продажах 2013 года. В 2012-ом же году в Европе доминировал Renault Twizy с 9 тысячами продаж, за ним шёл плагин-гибрид Opel Ampera с 6.6 тысячами, каблучок Renault Kangoo ZE с 5.6 тысячами, Nissan Leaf с 5.2 тысячами, и замыкала пятёрку Toyota Prius PHV с 3.5 тысячами проданных автомобилей. Twizy продавался очень сезонно, что достаточно логично для машины без окон. А лидером среди плагин-гибридов был по сути тот же автомобиль, что и в штатах, только с другим лейблом. Хотя, Ampera немного и отличается по дизайну.

Продажи электромобилей и плагин-гибридов в Европе за 2013 г.
Продажи электромобилей и плагин-гибридов в Европе в 2013 г. неплохо выросли.

В 2013-ом же году акцент начал смещаться в сторону плагин-гибридов, именно они и стали основным фактором роста, в отличие от штатов, где лучше растут электромобили. Основные продажи плагин-гибридов пришлись на Mitsubishi Outlander PHEV с 8.5 тысячами, Volvo V60 Plug-In с 7.5 тысячами и Toyota Prius PHV с 4.3 тысячами. Концерну Chevrolet не помог даже вывод Chevrolet Volt-а на европейский рынок, вместе с Ampera-ой продажи составили 4 тысячи, то есть меньше чем в прошлом, 2012 году. Twizy же растерял былой кураж, и, как, и во всех остальных регионах, кроме Китая, на передовицу вышел Nissan Leaf с почти 11 тысячами проданных автомобилей. За ним Renault Zoe с 9 тысячами, снова каблучок Renault Kangoo ZE с 5.8 тысячами, почти 4 тысячи Tesla Model S, и замкнул пятёрку Smart Fortwo ED.

Но самое интересное нас ждёт, конечно, если просмотреть эти результаты в отдельности по странам.

Продажи электромобилей и плагин-гибридов в Западной Европе в 2013 г. по отдельным странам.
Продажи электромобилей и плагин-гибридов в Западной Европе в 2013 г. по отдельным странам.

Пробежимся теперь подробнее по Европе. Что можно сразу отметить, кроме того, что Голландцы жгут? Во-первых, продажи упали только в тех странах, где они итак были незначительными. Почти все страны выросли, притом росли даже некоторые страны из тех, где автомобильный рынок упал или даже просел до наименьшего за последние 15 лет уровня.

Начнём с Голландии. В прошлом году доля электромобилей и плагин-гибридов в Нидерландах составляла уже заметные 1.5%. В этом году она взмыла вверх как ракета. 5.5%! Лидерами продаж были Mitsubishi Outlander PHEV с 8.3 тысячами проданных автомобилей и Volvo V60 Plugin с 5.9 тысячами проданных автомобилей. Самый продаваемый электромобиль, Tesla Model S отметил лишь 1.1 тысячу продаж, плагин-гибриды в Голландии явно доминируют.

Норвегия. Другой рынок с сильной государственной поддержкой электрических автомобилей и долей, пробившей 6%. Здесь, в отличие от Голландии, плагин-гибриды почти не поддерживаются. Как результат, самый продаваемый плагин-гибрид здесь Volvo V60 Plugin с 231 проданным автомобилем. В лидерах же Nissan Leaf, 4.6 тысяч и Tesla Model S с почти 2 тысячами проданных автомобилей. Ближе всего к ним подобрался Volkswagen e-up! с 580 проданными автомобилями, появившийся в самом конце года.

Франция. Здесь сильны позиции домашнего производителя, Renault. Zoe было продано 5.5 тысяч штук и Renaul Kangoo ZE 4.2 тысячи, дальше Nissan Leaf с 1.4 тысячами штук, а ближайший преследователь не дотягивает и до тысячи. Если б не Zoe, французский рынок, да и все старания Renault на электрическом рынке выглядели бы в этом году совсем печально. Потому что тот же Twizy, например, упал до 599 авто против 2 232 годом ранее.

Германия. У немцев так и не появилось никакой государственной поддержки электромобилей, в отличие от всех стран, упоминавшихся выше, но, тем не менее, страна богатая и автомобилей продаётся много, так что Германия играет заметную роль в общеевропейских продажах подключаемых автомобилей. Здесь лидер Smart Fortwo ED с более чем 2 тысячами проданных автомобилей, Renault Zoe с тысячей, Nissan Leaf - 855, чуть меньше было продано Renault Twizy, и замыкает пятёрку BMW i3 с 559 проданными автомобилями, из которых, правда, только 7 досталось частным лицам.

И рассмотрю ещё вблизи Великобританию. Здесь лидер Nissan Leaf, почти 2 тысячи автомобилей, в три раза больше, чем годом ранее, за ним Prius PHV с пятью сотнями проданных автомобилей и Vauxhall Ampera с тремя сотнями. Британский рынок выглядит слабовато на фоне государственой поддержки и хорошего уровня доходов населения. Но и он вырос, а в 2014-ом вырастет наверняка ещё.

На этом основные 4 региона закончились, но я смог найти данные о продажъ подзаряжаемых автомобилей ещё в нескольких странах:

Канада - 3 031 автомобиль был продан в 2013 году, рост на 54% к 2012-ом, картина очень похожая на США, это и не удивительно. В Канаде, конечно, холоднее, но это, как оказывается, не самый весомый фактор. Лидеры продаж - Volt, Model S и Leaf.

Эстония - 138 автомобилей, намного меньше чем 506, проданных в 2012-ом году, когда их доля в Эстонии составила весомые 2.39%, но это было лишь результатом массовой закупки электромобилей государственными службами. В этом же году 0.69%. Хоть и худший результат, но нельзя сказать, что отрицательный.

Австралия - 304 автомобиля против 253 и доля с которой хочется плакать в 0.036%.
Гонконг - 190 автомобилей и доля в 0.39%. Такие страны-города и страны-острова просто созданы для электромобилей. Так что с появлением Tesla Model S и BMW i3 в этом году, думаю, Гонконг легко возьмёт 1%.
Чехия - 37 против 98 автомобилей годом ранее.

Прогноз Pike Research по продажам электромобилей в Китае
Я нашёл самую нелепую картинку от самых известных аналитиков.

И тут мы подходим к самой интересной части - гадании на разнообразных гущах. Попытаемся составить прогноз на 2014 год. Все, конечно, вырастут, вопрос только насколько? 2013 год к 2012 показал рост в общемировом масштабе на 60%. Если такой же рост будет и в 2014 году, то можно рассчитывать на 360 тысяч проданных автомобилей во всём мире. Вопрос в том, будет ли такой рост. Пока не появится сильных моделей типа дешёвой Tesla Model E с запасом хода более 300 км, которые смогут на равных конкурировать с традиционными автомобилями, вряд ли мы увидим рост больше 100%, как это было в 2012-ом году.

С Европе драйверами роста в 2014-ом будут свежие модели от немцев: Volkswagen e-up!, BMW i3, Volkswagen e-Golf. Mitsubishi продаст все Outlander PHEV, что сможет произвести, то же можно сказать и про Tesla Motors. На фоне понемногу выходящей из кризиса мировой экономики, эти 60% выглядят всё более и более реально, и рост меньше 50% не видится вероятным. С другой стороны крутой рост, как я говорил выше, пока невозможен, так что бы ждал относительное прибавление примерно на уровне цифр прироста этого года. Мировые продажи, думаю, окажутся в районе 300-400 тысяч электрических автомобилей и плагин-гибридов.

Япония снова покажет небольшой прирост, Штаты мне видятся на 150 тысячах, Европа - 80 тысяч, Китай, наконец-то, вырастет по настоящему, раза в два к этому году. Несмотря на достаточно оптимистичную обстановку с продажами в США, я не думаю, что они смогли бы вырасти в два раза до 200 тысяч, или Европа вырасти в полтора, до 100 тысяч. Но пока рынок такой небольшой, всё могут изменить несколько моделей, например проблемы или наоборот быстрое расширение производства у той же Mitsubishi.

Оглавление статей на эту тему
Tags: плагин-гибриды, электромобили, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments