zilm (zilm) wrote,
zilm
zilm

Электромобили и плагин-гибриды: Часть 1A. Плагин-гибриды, которые продаются сейчас (конец 2013г.)

Прежде всего хочу ответить на вопрос, зачем я решил обобщить данные по этим автомобилям. Они хорошо показывают текущий "срез" индустрии электромобилей и плагин-гибридов. Какие характеристики уже достигнуты, по какой цене, как покупают такие авто. Только факты, чтобы понять где индустрия находится в данный момент.

Почему плагин-гибриды объединяют в одну категорию с электромобилями? Плагин-гибрид - это подзаряжаемый гибрид. Идея в том, что у вас есть километров 30 (на практике 20-60 в зависимости от модели) электрического запаса хода, которые вы пополняете каждую ночь, воткнув авто вечером в розетку. До работы, с работы, в магазин, детей в школу, пробег большинства чаще всего уложится в эту цифру. Если же понадобится больше, заведётся обычный мотор. Часть плагин-гибридов последовательные (то есть по сути это электромобиль с "генератором в багажнике"), или последовательно-параллельные (могут и так, и так), но даже параллельные плагин-гибриды имеют много общих деталей с электромобилем.

На самом деле расстояние от обычного гибрида до плагин-гибрида гораздо больше, чем расстояние от плагин-гибрида до электромобиля. Например, если сравнить самый популярный плагин-гибрид Chevrolet Volt с самым популярным электромобилем Nissan Leaf, у первого ёмкость аккумуляторной батареи лишь на четверть меньше. Плагин-гибриды вносят общую лепту в удешевление всех комплектующих за счёт эффекта масштаба. Так что по большей части всё равно что продаётся из этих двух категорий, развитие плагин-гибридов удешевляет электромобили, и наоборот.

Я включал в список только автомобили, которые можно, что называется "пойти и купить за деньги", здесь есть все доступные модели, кроме разве что совсем штучных экземпляров.

Для каждого автомобиля идёт следующая информация:
Тип: Электромобиль или плагин-гибрид (подключаемый гибрид). Размер батареи, кВтч.
Страны: где автомобиль можно купить. чаще всего это США, Европа, Япония или Китай. В остальных странах рынка практически нет, но если авто есть и в Штатах и в Европе, скорее всего оно есть везде кроме закрытых азиатских рынков, или стран типа России :)
Начало продаж: месяц, год, когда первые автомобили были доставлены покупателям
Запас электрического хода: в км, есть три самых распространённых стандартных методики (они используются для всех авто, для традиционных, конечно, тоже): NEDC (европейский цикл), JC08 (японский цикл), EPA (американский цикл). NEDC и JC08 дают самые нереальные цифры, которые практически невозможно повторить. EPA гораздо ближе к реальности, его проводят с кондиционером, есть какой то процент включенных фар, интенсивнее разгоны. Ему вполне соответствует часть водителей, но если постоянно "давить тапку в пол" в него, конечно, не вписаться. Чтобы было ещё понятней, данные о запасе хода Nissan Leaf 2013, который тестировался по всем трём циклам: NEDC 200 км, JC08 228 км, EPA 121 км.
По возможности, буду указывать EPA, как самую реальную цифру.
Расход: в кВтч/100 км, по той же методике, по которой дан запас хода. Если одна цифра, то это смешанный цикл.
Разгон: чаще всего 0-100 км/ч, либо 0-96 км/ч (с американских 0-60 миль в час), что почти одно то же. На самом деле очень важный параметр, потому что некоторые авто, имеющие бензиновый/дизельный аналог получают совсем другую динамику, и стоит учитывать это, сравнивая их со своими бензиновыми собратьями. Другие же настолько тормозные, что не разгоняются до 100 км/ч в принципе.
Цена: один из самых важных критериев, и одно из основных препятствий в популяризации электрических автомобилей на данный момент. Буду указывать цену на домашнем для модели рынке, без учёта любых государственных субсидий, то есть без всяких скидок. Так как в Европе в цену всегда включено 19% НДС, в штатах те же самые машины всегда дешевле.
Продано: сколько было продано авто со старта продаж до конца 2013 года. Цифра конечно будет +-5%, потому что собрать свежие данные со всех стран проблематично, но тут важен прежде всего порядок. Это один из самых важных параметров, "попёрла" ли это модель, устроило ли покупателей сочетание характеристик и цены.
Ссылка с каждой модели будет на конфигуратор на английском языке, если такой есть. Если нет на какую-нибудь другую страницу об этом автомобиле :)

В общем хватит вводных, все плагин-гибриды, которые продаются на конец 2013 года:

ford_c-max_energi toyota_prius_plugin chevrolet_volt
Ford C-Max Energi Toyota Prius Plug-In Chevrolet Volt
Opel Ampera/Vauxhall Ampera
Тип: плагин-гибрид, 7.6 кВтч Тип: плагин-гибрид, 4.4 кВтч Тип: плагин-гибрид, 16.5 кВтч
Страны: США Страны: Везде Страны: США, Европа
Начало продаж: октябрь 2012 г. Начало продаж: февраль 2012 г. Начало продаж: декабрь 2010 г.
Запас хода: 33 км (EPA) Запас хода: 18 км (EPA) Запас хода: 61 км (EPA)
Расход: 21.2 кВтч/100 км Расход: 22.2 кВтч/100 км Расход: 21.5 кВтч/100 км
Разгон: 0-96 км/ч за 8.5 сек. Разгон: 0-100 км/ч за 10.7 сек. Разгон: 0-100 км/ч за 9 сек.
Цена, от: $33 000 Цена, от: $30 000 Цена, от: $35 000
Продано, шт.: 9 528 Продано, шт.: 44 000* Продано, шт.: 63 500*

Ford C-Max Energi. Бензиновый аналог этого автомобиля в России хорошо известен, тем не менее плагин-гибрид пока продаётся только в США. Недавно Ford запустил производство плагин-гибридов и электромобилей на заводе в Германии, так что скоро C-Max Energi появится и в Старом Свете. Хотя всё ещё нет никакой информации о цене на автомобиль в Европе.

Автомобиль интересен средним запасом хода для плагин-гибрида и умеренной стоимостью. Кроме того, у него хороший разгон: при тестировании 96 км/ч автомобиль набирает меньше чем за 8 секунд. У C-Max-а на американском рынке есть гибридный собрат, стоимость на который начинается с $25 200, но комплектация за эти деньги будет значительно проще. Гибрид с сопоставимой комплектацией будет стоить уже $28 500. Добавьте сюда то, что в США на плагин-гибрид можно получить небольшую государственную поддержку в несколько тысяч долларов, и модель становится достаточно привлекательной.

Toyota Prius Plug-In. Многие ругают этот автомобиль за самый маленький электрический пробег из всех плагин-гибридов, представленных на рынке. На самом деле Toyota неплохо устроилась: у неё есть раскрученный бренд Prius, который в самом что ни на есть масс-маркете ассоциируется с экономичностью, гибридностью и т.д. Они поставили в него самую маленькую батарею, с которой попадают в категорию плагин-гибриды, и начали продавать авто по самой низкой цене среди конкурентов. В итоге конкурентное предложение на рынке, и, как следствие, неплохие продажи.

Добавьте сюда риторику компании о том, что у электромобилей и плагин-гибридов нет будущего, что это тупиковая ветвь развития, а будущее за топливными элементами, и станет совсем очевидно, что Toyota просто прикидывается вомбатом. Сейчас хорошо на массовом рынке идут простые гибриды, которые Toyota продаёт уже почти 15 лет, имеет самый раскрученный бренд и, по сути, обладает технологией, привлекательность которой начинает снижаться. И компания просто её защищает, чтобы как можно дольше "стричь купоны" с устаревшей технологии, на которой она имеет очень приличную маржу.

Chevrolet Volt (в некоторых европейских странах так же продаётся как Opel Ampera, а в Великобритании как Vauxhall Ampera). Volt-у принадлежит самый большой электрический пробег среди всех плагин-гибридов (если конечно исключить BMW i3 из рассмотрения), представленных на рынке.

В США Volt нечто большее чем просто автомобиль: по накалу патриотической риторики есть только один сравнимый американский автомобиль (не буду показывать пальцем). Причиной тому и участие в программе Обамы по поддержке "зелёных" инноваций, и то, что американцы давно уже не законодатели мод на автомобильном рынке. Некоторые журналисты даже называют его ObamaCar.

На Volt уже нескольо раз снижали цену, тем не менее в Европе автомобиль стоит около 40 000 евро и всё ещё очень дорог. И при всей серьёзности Chevrolet, вере в электрификацию, последовательном продвижении модели, снижении цены, продажи Volt-а сейчас начинают снижаться. И виной тому даже не 4 сиденья. Ведь несмотря на всю новизну технических решений, Volt слишком типичный "американец".

byd_f3_dm volvo_v60_plugin mitsubishi_outlander_phev
BYD F3 DM Volvo V60 Plug-In Mitsubishi Outlander PHEV
Тип: плагин-гибрид, 16 кВтч Тип: плагин-гибрид, 12 кВтч Тип: плагин-гибрид, 12 кВтч
Страны: Китай Страны: Европа Страны: Япония, Европа
Начало продаж: декабрь 2008 г. Начало продаж: конец 2012 г. Начало продаж: январь 2013 г.
Запас хода: 97 км (Китай) Запас хода: 50 км (NEDC) Запас хода: 52 км (NEDC)
Расход: 16.5 кВтч/100 км Расход: 17 кВтч/100 км Расход: 23 кВтч/100 км
Разгон: 0-100 км/ч за 10.5 сек. Разгон: 0-100 км/ч за 6.1 сек. Разгон: 0-100 км/ч за 11 сек.
Цена, от: $28 000 Цена, от: $80 000 Цена, от: $33 000
Продано, шт.: 3 500* Продано, шт.: 7 000* Продано, шт.: 17 000*

BYD F3 DM хотя и продаётся только в Китае, случайно 11 единиц было продано и в Европе :). Модель сейчас звершает свой жизненный цикл, и BYD планирует сменить её на BYD Qin, которая будет и современней, и технологичней, и продаваться по всему миру. Пока же BYD F3 DM довольствуется кузовом одного из старых поколений Toyota Corolla-ы.

Volvo V60 Plug-In - последовательно-параллельный плагин-гибрид. То есть в нём где-то есть "чёрная коробочка", куда приходит привод двигателя (в данном случае дизельного) и электромотора, а уходит привод на генератор и на колёса. Дальше чёрная коробочка может в любом сочетании перекидывать момент:
1) двигатель вращает генератор и колёса (как не умеет ни параллельный, ни последовательный гибрид)
2) двигатель и электромотор вращают колёса (как параллельный гибрид)
3) двигатель вращает генератор, а электромотор вращает колёса (как последовательный гибрид)
4) электромотор вращает колёса (как последовательный или параллельный гибрид)

Плагин неплохо продавался в 2012, и компания Volvo приняла решение увеличить производство с 1000 автомобилей в год до 5000. Судя по цифрам продаж весь 2013 год ей не удавалось нарастить объем производства, а в конце года объем был наконец-то увеличен так, что только за один декабрь доставлено около 2 000 автомобилей! И это несмотря на достаточно высокую цену: сам по себе хороший дизель дороже бензинового двигателя, добавьте сюда электрические компоненты, и цена становится, что называется, запретительной.

Mitsubishi Outlander PHEV - тоже последовательно-параллельный плагин-гибрид, но с совершенно чумовой (в хорошем смысле) ценой. Японцы наконец-то смогли произвести реальный прорыв в сегменте где их вообще не было видно. Да какой! В декабре продано более 5 000 автомобилей, при этом очередь и предзаказы выстроились на месяцы. А в США, где SUV-ы любят гораздо больше, чем в Европе, автомобиль доедет только в 2015 году. Виной тому ажиотажный спрос, который Mitsubishi пока не в состоянии удовлетворить. А причина такого спроса - уникальное сочетание низкой цены и формы SUV-а.

Но не всё было сразу так гладко: когда Mitsubishi начала производство в начале 2013 года с объемом около 2000 автомобилей в месяц, у неё почти сразу начались проблемы. Уже в апреле производство было остановлено из-за двух случаев перегрева батарей у владельцев. Кроме того, компания, производящая батареи (совместное производство Mitsubishi и GS YUASA) приходится родственницей компании производителя батарей для Boeing-а (GS YUASA), которые горели сразу перед этим, что ещё больше подогревало негативный фон. Компания заявила, что останавливает производство до сентября, но попутно увеличивает его в два раза до 4 000 комплектов аккумуляторов в месяц. Причины, по которым часть аккумуляторов оказывалась дефектной были выяснены и устранены, и вскоре объем производства позволил в октябре-ноябре произвести первые европейские поставки.

Сейчас компания планирует снова увеличить объем производства: до 5 000 автомобилей в месяц, но произойдёт это только в апреле 2014. На самом деле, у Mitsubishi получился настолько хороший продукт, что рынок "проглотит" и 100 000 автомобилей в год, если бы только компания могла их сейчас произвести. У Outlander PHEV есть даже возможность быстрой зарядки до 80% за 30 минут, что совершенно нехарактерная опция для плагин-гибридов!

Автомобиль будет официально продаваться в России с весны 2014 года, но пока в руки отечественных авто-журналистов ещё не попадал. Есть лишь одно хорошее русское видео от компании Револьта, разворачивающей сеть электрических зарядных станций в Москве. Ориентировочная стоимость пока не называется, но судя по отношению стоимости комплектаций в Японии и России на бензиновые модели, составит от 1 500 000 рублей.

honda_accord_plugin cadillac_elr ford_fusion_energi
Honda Accord Plug-In Cadillac ELR Ford Fusion Energi
Тип: плагин-гибрид, 6.7 кВтч Тип: плагин-гибрид, 16.5 кВтч Тип: плагин-гибрид, 7.6 кВтч
Страны: США Страны: США Страны: США
Начало продаж: январь 2013 г. Начало продаж: декабрь 2013 г. Начало продаж: февраль 2013 г.
Запас хода: 21 км (EPA) Запас хода: 59 км (ожидается, EPA) Запас хода: 34 км (EPA)
Расход: 18.3 кВтч/100 км Расход: 22 кВтч/100 км (ожидается) Расход: 21 кВтч/100 км
Разгон: 0-96 км/ч за 7.7 сек. Разгон: 0-96 км/ч за 7.8 сек. Разгон: 0-96 км/ч за 8.6 сек.
Цена, от: $40 000 Цена, от: $76 000 Цена, от: $35 000
Продано, шт.: 526 Продано, шт.: 6 Продано, шт.: 6 089

Honda Accord Plug-In - не очень удачный продукт от Honda, представленный только на американском рынке. Небольшой запас хода, сравнимый только с плагин-гибридным Prius-ом, при большей аж на $10 000 цене. Как результат, слабые продажи, и отсутствие интереса со стороны покупателей. Не спасают автомобиль даже маркетинговые ухищрения компании: стоимость автомобиля слишком высока для сколько-нибудь заметного спроса в США. А после недавного снижения цены на Ford Fusion Energi, она стала совсем неконкурентной.

Cadillac ELR. Формально модель должна была начать продаваться в 2014 году, но первые 6 автомобилей были доставлены покупателям в декабре 2013-го, так что я включил ELR в этот список. Luxury плагин-гибрид, построенный на базе трансмиссии Chevrolet Volt, использующий такой же, буквой "Т", модуль из аккумуляторов на 16.5 кВтч, и другие компоненты своего плагин-гибридного брата, был очень ожидаемой новинкой. Он регулярно привлекал к себе внимание прессы, и удостоился положительных отзывов во многих статьях.

Но автомобиль оказался хуже, чем можно было ожидать. Изначально в прессе фигурировал ценник в $60 000, некоторые источники рассчитывали, что цена составит даже $50 000, но в итоге Кэдди выкатил ценник в $76 000. Добавьте сюда "улиточный" разгон в 8 секунд до 100, совершенно недостойный для такого агрессивного купе, и перспективы продаж этой модели становятся совершенно безрадостными. Конечно, стоит дождаться первых более массовых продаж, прежде чем делать такие выводы, но в целом перспективы этой модели достаточно туманны.

Ford Fusion Energi. Эта модель в Европе и у нас называется Mondeo, в США же это Fusion. Первоначально плагин-гибрид вышел на рынок с высокой стоимостью в $40 000, но с нового 2014 года Ford снижает цену. Когда Fusion только появился, посыл компании был в том, что она выпускает два плагин-гибрида: подешевле C-Max Energi и подороже Fusion Energi. Разница в цене составляла почти $7 000, и Ford по этому принципу планировал разнести спрос на две модели и провести ценовой эксперимент.

Сейчас же цену на Fusion понизили, а на C-Max забыли не стали. Хотя муссировались слухи о том, что цена будет понижена на $4-5к на оба автомобиля. В случае с Fusion-ом интересно сравнить нынешнее ценообразование в пределах одной компании на одну модель на одном рынке с различными трансмиссиями: автомобиль представлен в США как с бензиновым двигателем, так и с гибридной трансмиссией, и с плагин-гибридной. Сравним стоимость:
Ford Fusion SE - от $23 935
Ford Fusion Hybrid SE - от $27 280 (+ $3 345)
Ford Fusion Energi SE - от $34 700 (+ $7 420)

Если рассматривать только экономическую целесообразность, то если переход на простой гибрид уже является экономически оправданным, то разрыв с плагин-гибридом ещё слишком большой, хотя около $4 000 разницы в цене в США просубсидирует государство. С другой стороны 15 лет назад когда появился гибрид Toyota, эксплуатация автомобиля не была экономически оправданной, и первые годы продажи шли только за счёт маркетинга, модности, новизны. Только вот Ford Fusion Energi не кричит пронзительно о том, что он такой "зелёный".

Тем не менее продаётся плагин-гибрид Fusion не плохо, а учитывая, что о понижении цены было объявлено совсем недавно, оно ещё не отразилось на объеме продаж. Автомобиль выходит в 2014 году на европейский рынок, но цена на Mondeo Energi (скорее всего так он будет называться) пока не была объявлена.

porsche_panamera_s_e-hybrid
Porsche Panamera S E-Hybrid
Тип: плагин-гибрид, 9.4 кВтч
Страны: Везде
Начало продаж: октябрь 2013 г.
Запас хода: 36 км (NEDC)
Расход: 16.2 кВтч/100 км
Разгон: 0-100 км/ч за 5.5 сек.
Цена, от: $149 000
Продано, шт.: 100*

Porsche Panamera S E-Hybrid Единственный авто с русским конфигуратором :). И единственный плагин-гибрид, продающийся сейчас официально в России (за 5.5 млн. рублей). Конечно, он вряд ли относится к масс-маркету (хотя в США он дешевле $100 000 :), но для Porsche это начало большого пути: через три года все модели компании будут иметь плагин-гибридную версию.

Запускаю эту модель в продажу, Porsche ожидал, что около 10% продаж панамеры будут приходиться на плагин-гибрид (на простой гибрид, который и сменился плагин-гибридом, приходилось около 5% продаж), что составляет около 2000 авто в год. Правда пока прошло только 3 неполных месяца продаж, поэтому оценить, насколько сбылся прогноз компании, не представляется возможным. Хотя давайте попробуем: можно найти точные цифры по США. С октября по декабрь 2013 года было продано 86 плагин-гибридов из 1473 автомобилей модели Panamera, что составляет около 5.8% . Но учтите что продажи только начались.

Если судить по первым реальным тестам различных автомобильных изданий, по ожиданиям самой компании, да и по размеру литий-ионной батареи Panamera-ы, EPA рейтинг запаса хода этого автомобиля будет не сильно меньше, чем европейский. Porsche ожидает, что он составит не менее 32км.

porsche_918 mclaren_p1
Porsche 918 McLaren P1
Тип: плагин-гибрид, 6.8 кВтч Тип: плагин-гибрид, 4.7 кВтч
Страны: Везде Страны: Везде
Начало продаж: декабрь 2013 г. Начало продаж: октябрь 2013 г.
Запас хода: 29 км (NEDC) Запас хода: 10 км (NEDC)
Расход: 12.7 кВтч/100 км Расход: не дано
Разгон: 0-100 км/ч за 2.6 сек.
0-200 км/ч за 7.3 сек.
Разгон: 0-100 км/ч за 2.8 сек.
0-200 км/ч за 6.8 сек.
Цена, от: $1 000 000 Цена, от: $1 300 000
Продано, шт.: больше 600
всего будет произведено 918
Продано, шт.: 375
и больше не планируется

Когда я писал этот пост, я озаглавил эту парочку как "космический транспорт", и не собирался включать их в общий формат. На самом деле такие автомобили несут важную в общем ключе функцию: они популяризуют плагин-гибриды. После того как Toyota 15 лет подряд вбивала в голову массовому потребителю то, что современный автомобиль с электрической трансмиссией должен пренепременно выглядеть, как старый больной крот, такие автомобили воспринимаются как бальзам на душу. Они выглядят круто, они желаемы, хоть и не доступны почти никому. Сначала дети ездят на них в гонках, а потом они вырастают и уже знают, каким должен быть правильный автомобиль.

Porsche 918. Углепластиковый монокок, съемная крыша из двух частей типа тарга, 29 километров запаса электрического хода - всё это конечно только для того, чтобы съэкономить на горючке и бесплатно ездить в центр Лондона.

Являясь формально вторым плагин-гибридом от Porsche, Spyder 918 ещё более недоступен чем Panamera Plugin Hybrid. Однако в отличие от своего конурента от McLaren, он более приспособлен для гражданского использования. Привод на все 4 колеса, система контроля вектора тяги и другие электронные помошники делают автомобиль пригодным для использования вне трека. А в электрическом режиме, без помощи 4.6-литрового V8, Spyder способен разогнаться до 100 км/ч за 6.2 секунды практически бесшумно.

Появившись практически одновременно Porsche 918 Spyder, McLaren P1 и Ferrari LaFerrari меряются нет не этим временем на Нюрбургринге. Porsche проехал круг на Нюрбургринге за 6:57.

McLaren P1 тоже построен на базе углепластикового монокока, и тоже плагин-гибрид. Правда, в отличие от Porsche, его запас хода на электричестве составляет лишь 10 км. По отзывам авто-журналистов в нём больше от традиционного бензинового спорткара, а Джереми Кларксон от него в восторге. Нюрбургринг автомобиль проехал меньше чем за 7 минут. Хотя точное время не было указано в пресс-релизе компании, исходя из заявленной средней скорости, оно составило 6:59.17.

Ну и в довершении хотелось бы обобщить текущее положение дел с плагин-гибридами:
Типичный плагин-гибрид имеет батарею в 6-7 кВтч и запас электрического хода около 30 км по циклу EPA.
Он примерно на $10 000 дороже своего бензинового собрата в США.
Продажи самой популярной сейчас модели достигли 5 000 штук в месяц (Mitsubishi Outlander PHEV).
Общие продажи больше всего у Chevrolet Volt-а (и ребэдженных братьев), потому что они раньше появились на рынке - больше 60 000 штук.

Оглавление статей на эту тему
Tags: плагин-гибриды, электромобили и плагин-гибриды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments